Выставка "Донателло. Эпоха Возрождения"

Apr 20, 2022 16:51




Продолжим онлайн-знакомство с зарубежными выставками.  В этот раз предлагаю познакомиться с выставкой "Донателло. Эпоха Возрождения" во Флоренции (с 19 марта  по 31 июля 2022 года). Большая ретроспектива Донателло (ок. 1386-1466) в Палаццо Строцци и расположенном по соседству Национальном музее Барджелло проводится впервые за последние 40 лет. Менее масштабные версии экспозиции откроются затем в Берлинской картинной галерее в сентябре и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне в 2023 году.



Экспозиция реконструирует необычайный путь одного из самых важных и влиятельных мастеров итальянского искусства всех времен на фоне шедевров таких художников, как Брунеллески, Мазаччо, Андреа Мантенья, Джованни Беллини, Рафаэль и Микеланджело. Куратором является Франческо Калиоти, профессор истории средневекового искусства в Scuola Normale Superiore, который считает, что вклад Донателло в историю искусства исключительно велик, но его несправедливо затмили достижения в живописи.



130 экспонатов выставки - это скульптуры Донателло и картины его современников и художников, появившихся позже. Все они иллюстрируют влияние Донателло на их творчество. В экспозицию вошли произведения из коллекций Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Лувра в Париже, Национальной художественной галереи в Вашингтоне, Художественно-исторического музея в Вене.





Андреа дель Кастаньо. Святая Троица, Иероним и двое святых, 1453-1454.  Базилика Сантиссима Аннунциата, Флоренция

Калиоти смог получить для выставки скульптуры Донателло, которые никогда раньше не путешествовали: работы из баптистерия в Сиене и базилики Святого Антония в Падуе и даже бронзовые двери ризницы базилики Сан-Лоренцо.



Донателло. Пир Ирода, 1423-1427. Собрание баптистерия Сан-Джованни, Сиена



Донателло. Пир Ирода, 1423-1427. Фрагмент. Собрание баптистерия Сан-Джованни, Сиена



Донателло. Иоанн Креститель, 1457. Бронза. Городской кафедральный собор, Сиена



Донателло. Иоанн Креститель,1457. Бронза. Фрагмент. Городской кафедральный собор, Сиена



Донателло. Чудо мула, ок. 1446-1449. Коллекция базилики Сант-Антонио, Падуя. Foto: © Nicola Bianchi



Донателло. Врата апостолов, ок. 1440-1442. Бронза. Собрание базилики Сан-Лоренцо, Флоренция



Донателло. Врата мучеников, ок.1440-1442. Бронза. Собрание базилики Сан-Лоренцо, Флоренция

Выставка также включает новаторскую мраморную скульптуру Донателло "Святой Георгий", созданную для флорентийской церкви Орсанмикеле и являющуюся ранним образцом перспективы в искусстве эпохи Возрождения, и его бронзового Давида (ок. 1440 г.), который, по мнению некоторых искусствоведов, является первой с древних времен отдельно стоящей скульптурой обнаженного мужчины в западном искусстве. Обе скульптуры происходят из экспозиции из Барджелло.



Донателло. Святой Георгий. 1415-1417. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция.



Донателло. Давид. 1435-1440. Бронза. Собрание Национального музея Барджелло, Флоренция



Дезидерио да Сеттиньяно. Давид Победитель (Мартелли Давид), ок. 1462-1464. Собрание Национальной галереи искусств, Вашингтон, округ Колумбия. Foto: © Bruno Bruchi



Андреа дель Кастаньо. Портрет Фарината дельи Уберти, 1448-1449. Собрание Галереи дельи Уффици, Галерея статуй и изображений, Флоренция

На протяжении всей своей карьеры Донателло создавал рельефы Мадонны с младенцем из мрамора, терракоты и бронзы. Самой ранней из них считается "Мадонна Пацци" (Берлинские музеи). Гораздо позже появилась позолоченная терракота "Мадонна" V&A, близкая по стилю к бронзе Челлини. По крайней мере, две композиции Мадонны были разработаны, когда Донателло был в Падуе (1443-1453); хотя оригиналов не сохранилось, в Вероне существуют гипсовые слепки.



Донателло. Мадонна с младенцем (Мадонна Пацци), ок. 1415 . Коллекция Staatliche Museen zu Berlin, Skulpturensammlung и Museum für Byzantinische Kunst. Фото: Antje Voigt



Донателло. Мадонна с младенцем, ок. 1440. Позолоченная терракота, Собрание Музея Виктории и Альберта, Лондон



Донателло. Распятие, 1408. Коллекция базилики Санта-Кроче, Флоренция





Джованни Беллини. Мертвый Христос, опекаемый ангелами (Imago Pietatis), ок. 1465. Собрание Fondazione Musei Civici di Venezia, Museo Correr, Венеция. © Archivio Fotografico







Мазаччо. Святой Павел из "Карминского полиптиха", 1426. Собрание Национального музея Сан-Маттео, Пиза





Донателло. Амур-Атис, около 1440. Бронза. Фрагмент. Firenze, Museo Nazionale del Bargello





Донателло. Надежда, 1427-1429. Собрание баптистерия Сан-Джованни, Сиена



Андреа Мантенья. Богородица с младенцем, ок. 1490-1495. Собрание Музея Польди Пеццоли, Милан



Донателло. Давид Победоносец, 1408-1409. Мрамор. Собрание Национального музея Барджелло, Флоренция.



Донателло. Реликварий Святого Россора, 1422-1425. Бронза. Национальный музей Сан-Маттео, Пиза

Источники информации и фото: www.arte.it , www.palazzostrozzi.org , www.sedmitza.ru

Донателло, флоренция, искусство, выставки, скульптура, италия

Previous post Next post
Up