Это было давным-давно - на греческом Крите в сентябре 2001 года! Как и все прилежные туристы, мы побывали в Кносском дворце - главной достопримечательности острова. Плёночных фотографий у нас осталось не так уж много, да и качество их не сравнишь с современными. Но всё же - приятно вспомнить...
Кносс был открыт миру в 1900 году английским археологом Артуром Джоном Эвансом. Именно Эванс назвал древнейшую цивилизацию минойской. Реставрация Кносского дворца была проведена тогда же, в начале прошлого века, вызвав множество критических замечаний.
Кносский дворец был многоэтажным, имел сложный план и множество помещений - более тысячи комнат, соединённых лестницами и переходами. Все помещения - тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, ванные комнаты, были сгруппированы вокруг главного парадного двора. Из-за большого количества комнат дворец прозвали Лабиринтом (легенду о Минотавре все помнят?).
Реконструкция Кносского дворца (из проспекта)
В настоящее время Кносский дворец - это частично восстановленные руины. Несколько землетрясений, пожаров и время сделали своё дело. Уцелело довольно мало объектов, часть из которых подверглась серьёзной реставрации, а большинство оригинальных находок и фресок перенесены в Археологический музей Ираклиона. Найденные таблички с письменами до сих пор не расшифрованы.
Справа - Рога Минотавра, кносский символ мужского божества
Руины древнего театра минойцев
На возвышении - таможня Кносского дворца с репликой древней фрески.
Все колонны Кносса из-за частых землетрясений были изготовлены из дерева для лучшей амортизации во время частых землетрясений.
Стены дворца украшали изумительные фрески (оригиналы в Археологическом музее). На них - красивые люди, причудливые растения, дельфины, мифические животные. Большинство тем заимствовано из окружающей природы и повседневной жизни. На одной из фресок - выразительное изображение разъярённого быка. Художник уловил момент - агонию преследуемого быка.
Сам оригинал не такой впечатляющий. Как видно, сохранились три фрагмента рельефной фрески, изображающей охоту на быка в скалистой местности с оливковыми деревьями. Основной элемент фрески - голова быка, является шедевром натурализма в минойском искусстве. В религиях древних народов всего Средиземноморья бык занимал важное место. Однако нигде быку не придавалось такое большое значение, как на Крите.
Рельефная фреска с головой быка. Кносский дворец, Западный бастион Северного входа, 1600-1450 гг. до н.э. Археологический музей Ираклиона
Большие керамические сосуды Пифосы предназначались для хранения вина, оливкового масла, мёда. Тёмные фрагменты - настоящие, светлые - реставрация.
Керамические сосуды Пифосы
Предположительно, эффектные чёрно-терракотовые колонны дворца направляли воздушные потоки для создания комфортной атмосферы в помещениях. На стене фреска со щитами, представленными парами и нанизанными на общую спираль.
В этом помещении правители Кносса давали аудиенцию. Стены в тронном зале расписаны в красных и жёлтых цветах. Чаша в действительности находилась в прихожей и имела культовое предназначение. За колоннами находился бассейн очищения - для священных омовений перед посещением царя.
Тронный зал с чашей для омовений
Царский трон охраняли изображения грифонов на стене. У грифонов голова орла, тело льва, хвост змеи, что символизирует верхний, средний и нижний миры - все уровни бытия.
Билет в Кносский дворец с изображением грифонов перед троном, Тронный зал, Кносс, Крит, 1550-1450 гг. до н.э.
В покоях царицы была обнаружена потрясающей красоты фреска с изображением дельфинов. Огромные животные, плавно скользя, совершают свой танец в прозрачных водах, охраняя мир и покой подводного царства. Оригинал находится в Археологическом музее, а на её месте - точная копия.
Справа из этой комнаты выход в небольшой внутренний дворик, слева - в будуар царицы. Кроме того, есть ванная комната и туалет с канализационной системой. Четыре тысячи лет назад!
Фреска с дельфинами, Кносс, Крит, 1550-1450 гг. до н.э.
В минойской культуре дельфин - существо, живущее в двух стихиях, морской и воздушной, олицетворяет власть на морях. Он служит связующим звеном между земным и небесным и является царем рыб, спасителем людей, потерпевших кораблекрушение, провожатым душ в потустороннем мире.
Дельфины. Новодворцовый период, 1500 г. до н.э. Фреска с восточной стены "мегарона царицы" Кносского дворца
Одна из прекраснейших фресок Кносса - принц с лилиями. Реплика фрески во дворце помещена Эвансом на месте находки. На фреске среди цветущих лилий юноша в набедренной повязке и ритуальной короне.
На голове юноши - корона из лилий и три спускающихся назад пера, на груди - ожерелье, также из цветов лилии. Правой рукой, сжатой в кулак, он касается груди, в отведенной назад левой руке держит жезл. Фон рельефа - красный. По мнению А. Эванса, юноша олицетворяет религиозную и светскую власти. Согласно другим интерпретациям, на фреске изображён юноша-спортсмен.
Принц с лилиями. Кносский дворец, неодворцовый период,1600-1450 гг. до н.э. Археологический музей Ираклиона
Изображения минойцев. Фреска из Кносского дворца
Знаменитая фреска "Парижанка" - так назвал А. Эванс сохранившийся фрагмент, где изображена женская фигура со средиземноморскими чертами лица и ярким макияжем. Представленные в музее фрески состоят где-то наполовину из оригинальных фрагментов, а наполовину из дорисовок. Первоначально фреска находилась в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Она изображала ритуальный пир, участники которого сидели друг напротив друга с чашами в руках.
Фреска "Парижанка". Кносский дворец, неодворцовый период (1600-1450 гг. до н.э.). Археологический музей Ираклиона
Часть настенной композиции с женскими фигурами на голубом фоне, в роскошных одеждах и с богатыми украшениями на шее, руках и волосах. Хотя рисунок сохранился только частично, он передает ощущение роскоши и процветания.
Фреска "Дамы в голубом". Кносс, дворец, 1600-1450 гг. до н.э. Археологический музей Ираклиона
Фреска "Акробаты с быком" была найдена на восточной стороне дворца вместе с фрагментами других, изображающих разные этапы одного вида спорта. На фреске - три участника, две белокожие женщины и темнокожий мужчина. Одна из спортсменок удерживает быка за рога, вторая спортсменка, стоящая позади быка, ждет с вытянутыми руками, чтобы поймать прыгуна, когда он приземлится.
Фреска с изображением прыжка через быка. Кносский дворец , 1500-1400 гг . до н.э. Археологический музей Ираклиона
На фреске "Синяя птица" изображена синяя птица, сидящая среди растений на скале в горном ландшафте - это часть большой пейзажной фрески, которая когда-то украшала просторную комнату дома к западу от Кносского дворца.
Фреска "Синяя птица". Кносс, Дом фресок, 1600-1500 до н.э. Археологический музей Ираклиона
Минойское искусство: справа - ритон головы быка (церемониальное стекло) с золотыми рогами,1600-1450 гг. до н.э. Археологический музей Ираклиона
На первый взгляд кажется, что Кносс - запутанная и бессистемная постройка. Но её логическим центром является большой двор. В царские покои вела широкая лестница. Комплекс имел водопровод, канализацию, вентиляцию. Далее - несколько открыток, купленных в туристическом центре Кносского дворца.
Вид на комплекс Кносского дворца
Западный двор Кносского дворца
Всё это было...
Источник информации:
heraklionmuseum.gr