Январь. Времена года из Великолепного часослова герцога Беррийского

Jan 06, 2022 13:20




Братья Лимбург. Январь. Великолепный часослов герцога Беррийского, 1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи. Иллюстрация: ru.wikipedia.org

Январь - пирует
Январь - одиннадцатый месяц древнеримского календаря, названный в честь бога Януса, ставший первым месяцем Юлианского календаря (46 год до н.э.). Январь - праздничный, яркий, шумный и мажорный в своём многоцветье. Широкая плоскость стола, покрытого белой скатертью, обилие белого в одеждах людей на переднем плане, оттенённого большими пятнами синего, - знак снега, знак зимы. В течение многих столетий январь сопровождался изображением пира, однако, следуя давней традиции, братья Лимбурги трактуют эту тему по-новому.
Это единственная иллюстрация из всего цикла, где действие происходит только в интерьере. По мнению Сен-Жана Бурдена, на миниатюре представлено не празднование Нового года, а завершение переговоров с англичанами в замке Жиак 6 января 1414 года.

Над камином - герб герцога "Лазурь, засеянная золотыми лилиями, с опутанной красной каймой", с маленькими медведями и ранеными лебедями. Изображены несколько домашних питомцев: маленькие собачки на столе, борзые на земле. Считается, что они не выдуманы художником, а действительно существовали при дворе.



Иллюстрация: commons.wikimedia.org

На миниатюре изображён не "пир" вообще, а реальное событие, где место, время, действующие лица охарактеризованы вполне конкретно. В окружении придворных и друзей пирует за праздничным столом герцог Беррийский, одетый в синее, шитое золотом платье, подбитое мехом. За его спиной жарко пылает камин, прикрытый плетёным экраном, из-за которого вырывается дым и пламя. Слева, золотыми буквами надпись: "Approche, approche" (Ближе, ближе). Можно предположить, что с этими словами герцог обращается к своему собеседнику, предлагая ему пересесть поближе. Но скорее их произносит придворный, облеченный жезлом, приглашая вновь прибывших гостей приблизиться к огню. В собеседнике герцога - седом прелате с мягкими округлыми движениями, многие склонны видеть портретное изображение епископа Шартрского - Мартина Гужа, который также, как и герцог, был страстным библиофилом.



Все участники сцены охарактеризованы настолько индивидуально, что уже давно делалась попытка их идентификации. Прежде всего сам Жан Беррийский, облик которого хорошо известен нам по другим миниатюрам и портретам. Герцог Берри, сидящий внизу справа, спиной к огню, одет в синее и меховую шапку. Он приглашает своих людей и родственников представиться ему. Это уже немолодой человек, в момент создания часослова которому было около 70 лет, с плотной фигурой, крепкой короткой шеей, энергично посаженной головой и лицом сангвиника. Даже в том, как положены на стол его руки, угадывается характер, более склонный к действию, нежели к рефлексии. Жан Беррийский был третьим сыном короля Франции Иоанна II Доброго. Этот принц, унаследовавший любовь к книгам, вероятно, от родителей, прославился как коллекционер и меценат, к моменту смерти его библиотека состояла из трёхсот томов. По оценке специалистов, собрание книг Жана Беррийского хотя и уступало в объёме библиотеке его брата Карла V, в которой было около тысячи томов, в художественном отношении не имело себе равных. В настоящее время собрание книг герцога хранится в Музее Конде. Коллекция религиозных книг герцога была одной из самых многочисленных и самых изысканных по оформлению.
Конкретность характеристик на миниатюре распространяется не только на людей, но и на утварь. На столе слева от герцога красуется великолепной чеканки золотой сосуд в форме корабля, нос и корма которого украшены башенками с фигурками лебедя и медведя - символами всегда сопутствующими Жану Беррийскому.



Слева на втором плане, наискось от прелата, выделяется своим обликом человек в сером колпаке, спущенном на правое ухо, в синей, отороченной мехом одежде. Высказывалось предположение, что это Поль Лимбург, а два молодых человека - его братья (двое в красных тюрбанах).
Возле стола спиной к зрителю стоят стольники (они разрезают дичь), виночерпий в синем плаще, шитом золотыми листьями померанца (эмблема, указывающая на принадлежность ко двору герцога Беррийского, так же, как буквы VE), и хлебодар в красно-белой с чёрными рукавами одежде. Должность виночерпия и хлебодара считались в средние века выше рангом, нежели стольника, так как они были причастны к хлебу и вину - предметам священным, исполненным символического смысла.



На стенах зала в глубине висят шпалеры со сценами Троянской войны.



В лазурном тимпане, венчающем миниатюру, знаки Зодиака - Козерог и Водолей. Остальные графы, предназначенные для астрономических данных, остались незаполненными. Колесница солнца выполнена под явным влиянием медали, числящейся в инвентаре герцога Беррийского, на которой изображён "Император Ираклий, возвращающий в Иерусалим Крест Господень".

Предыдущие месяцы: Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь
Источники информации: "Братья Лимбурги. Времена года", В. Стародубова, издательство "Изобразительное искусство", 1974; ru.wikipedia.org

Европа, история искусства, книги, культура, искусство, миниатюры, Франция

Previous post Next post
Up