Климт. Сецессион и Италия. Музей Рима. 27 октября 2021 г. - 27 марта 2022 г.
В Париже - Боттичелли, а в Риме - Климт! Посмотрим...
В римском Палаццо Браски проходит выставка Густава Климта "Сецессион и Италия". Через 110 лет после того, как он принял участие в Международной художественной выставке 1911 года в Риме, Густав Климт снова в Италии. Климт и художники его круга представлены двумя сотнями работ, включая картины, рисунки, старинные плакаты и скульптуры, предоставленные венским музеем Бельведер и Фондом Климта, а также частными коллекционерами. Кроме того, демонстрируется картина с криминальным прошлым - "Портрет дамы", украденный из Галереи современного искусства Риччи Одди в Пьяченце в 1997 году и найденный в 2019-м.
В 1857 году император Франц Иосиф приказал снести древние стены Вены, чтобы окружить центр города Рингштрассе - улицей, наполненной садами, кафе и роскошными зданиями. В строительстве и украшении зданий участвовали архитектор Отто Вагнер и художник Густав Климт - представители Венского сецессиона, основанного в 1897 году. Они стремились адаптировать искусство к современному образу жизни. Вагнер пишет: "Все, что создано по современным критериям, должно соответствовать новым материалам и потребностям настоящего".
Культурная жизнь Вены в этот период бурлила. На музыкальной сцене Густав Малер становится директором Opera di Corte. И пока Арнольд Шенберг и Альбан Берг открывают неизведанные пути в музыке, Зигмунд Фрейд распахивает дверь в бессознательное.
Густав Климт родился 14 июля 1862 года в многодетной семье Эрнста Климта, гравёра по золоту, и его жены Анны, урожденной Финстер, в Баумгартене, пригороде Вены того времени. Несмотря на критическое финансовое положение, родители Климта разрешили своему сыну Густаву и двум другим сыновьям, Эрнсту и Георгу, обучаться в Венской школе искусств и ремесёл.
Во время учебы братья Климт вместе со своим однокурсником Францем Матчем основали Компанию художников, специализирующуюся на выполнении картин на стенах и потолках. Они получали заказы от известных архитекторов Феллнера и Хельмера, которые строили театры по всей империи. К самым важным заказам относятся потолочные украшения на лестницах Бургтеатра в Вене и фрески на лестничной клетке Художественно-исторического музея в Вене. Однако группа распалась, когда в 1892 году внезапно скончался брат Густава Эрнст.
Эрнст Климт. Паоло и Франческа, около 1890. Холст, масло, 125x95 см. © Belvedere, Вена
Франц фон Матч. Гермине и Клара Климт, около 1882. Холст, масло, 33x43 см. Частная коллекция. © Бельведер, Вена. Фото: Йоханнес Штоль
Уже с начала 1890-х Густав Климт выполняет все больше и больше портретных заказов для представителей среднего класса, отличаясь технически блестящим и детальным реалистичным исполнением.
Карл Молль. Нашмаркт в Вене, 1894. Холст, масло, 86x119 см. © Бельведер, Вена. Фото: Йоханнес Штоль
Вильгельм Лист: братья Теодор и Вильгельм Лист
Иоганн Виктор Кремер.Таормина в солнечном свете, 1897. Холст, масло, 95x95 см. © Бельведер, Вена. Фото: Йоханнес Штоль
Коломан Мозер. Рудольф Штейндл, зять художника, около 1910. Холст, масло, 100x75 см. © Belvedere, Вена
Пожалуй, самым важным событием художественного обновления Вены на рубеже веков можно считать основание Венского сецессиона 3 апреля 1897 года. Это дочерняя компания Венского кооператива художников-визуалов Künstlerhaus - организации, которая в то время имела монополию на венскую выставочную деятельность. Густав Климт назначается первым президентом Сецессиона и рисует первый плакат, изображающий обнаженного Тесея, сражающегося с Минотавром.
Члены Сецессиона не придерживались единого художественного языка. С одной стороны, были художники, более приверженные реалистическому и естественному искусству, с другой стороны - художники, более ориентированные на модерн, такие как Климт, Карл Молл или Эрнст Штер. Эти стилистические различия, а также организационные споры привели к ещё большим разногласиям между художниками Сецессиона. В результате Климт и его коллеги, такие как Мозер, Хоффманн и Молл, решили покинуть группу в 1905 году.
Густав Климт. Плакат 1-й выставки Сецессиона (26.03.1898-20.06.1898), после цензуры, 1898. Цветная литография на бумаге, 63,8x46,1 см. © Фонд Климта, Вена
Особенностью Венского сецессиона стала тесная связь между изобразительным искусством, архитектурой и дизайном. Помимо многочисленных художников, в группу Secession вошли известные архитекторы, дизайнеры-новаторы и сценографы, такие как Отто Вагнер, Йозеф Хоффманн, Йозеф Мария Ольбрих, Коломан Мозер и Альфред Роллер. Выставки сопровождались плакатами с новаторской графикой. С 1898 по 1903 год Сецессион издавал художественный журнал Ver Sacrum, для которого Климт, Мозер и Аушенталлер делают многочисленные рисунки. Мозер и Хоффманн также занимались декоративно-прикладным искусством из самых разных материалов. Выполнение этих объектов было поручено исключительным австрийским компаниям.
Йозеф Мария Аухенталлер. Плакат Большой парад и весенний праздник 1899 г. Частная коллекция
Страной, которую Климт посещал чаще всего, стала Италия. Он побывал в Триесте, Венеции, Флоренции, Пизе, Равенне, где увлекся византийской мозаикой, Риме и на озере Гарда, которые вдохновили его на создание пейзажей. В начале мая 1899 года он вместе со своим другом-художником Карлом Моллем и его семьей отправился в некоторые северные города Италии. Благодаря открыткам, которые Климт почти каждый день отправлял Эмили Флёге в Вену, можно проследить маршрут его поездок.
Открытка от Густава Климта Эмили Флёге Верона, 08.12.1903. 13,7x9 см. Частная коллекция
Климт не очень много путешествовал, но очень любил Италию - это была страна, которая его вдохновляла. Мозаики Равенны и Венеции нашли отражение во многих работах Климта. Например, в золотых фризах комнат Дворца Стокле в Брюсселе. Золото будто струится в его знаменитой картине "Юдифь и Олоферн".
В период с 1900 по 1910 годы Климт первым осмелился более чётко сосредоточиться в своих картинах на женском эротизме. Одним из наиболее известных примеров является его портрет библейской Юдифи, созданный в 1901 году.
Густав Климт. Юдифь и Олоферн, 1901. Холст, масло, 84x42 см. © Бельведер, Вена. Фото: Йоханнес Штоль
Удивительно, но Климт посвятил себя почти исключительно женским портретам. В каждом портрете мастер искал новаторские подходы, пробовал разные композиции. С помощью карандашных этюдов Климт нашёл позу модели, которую считал идеальной. Большинство заказчиков портретов Климта в этот период принадлежали к самому богатому классу городского общества.
Густав Климт. Девушка в зеленом, около 1896. Холст, масло, 32,4x24 см. Фонд Климта, Вена. © Фонд Климта, Вена
Густав Климт. Портрет дамы на красном фоне, 1897-1898. Холст, масло, 30x19,5 см. © Фонд Климта, Вена
Густав Климт. Амалия Цукеркандль, 1917-1918. Холст, масло, 128x128 см. © Бельведер, Вена
В 1894 году Министерство образования поручило Густаву Климту и Францу Матчу нарисовать монументальные аллегории для потолка большого зала Венского университета. Климт берёт на себя исполнение "Философии" , "Медицины" и "Права". Эти монументальные картины сегодня считаются главными произведениями творчества Климта. С момента презентации работы из-за своей эротической составляющей вызывали всеобщее возмущение общественности настолько, что министерство решило не выставлять их там, где планировалось. Климт отказался от должности и возвратил уплаченную ему сумму. Две картины факультета попали в руки частных лиц, одна - в музейную коллекцию. К сожалению, все три картины были уничтожены в последние дни Второй мировой войны.
Сегодня мы знаем, как выглядели картины факультетов, благодаря черно-белым фотографиям. Только фигура Гигиеи в нижней половине "Медицины" была сфотографирована в цвете. Для получения исходного цвета изображений из черно-белых репродукций исследовательская группа музея использовала новейшие информационные технологии. Результат этого исследовательского проекта впервые представлен на этой выставке. Подробно о скандале вокруг этой серии картин Климта можно почитать в
www.radiovan.fm .
Густав Климт. Гигиея. Деталь картины. Eine Nachlese, под редакцией Макса Эйслера, напечатано и издано Государственной типографией, Вена, 1931
В одном из залов демонстрируется знаменитый Бетховенский фриз, установленный на трех стенах. В 1902 году Венский сецессион в рамках своей XIV выставки представлял работы, посвящённые Людвигу ван Бетховену. Главной достопримечательностью выставки стала скульптура Бетховена, вырезанная из цветного мрамора Максом Клингером. А самый сенсационный вклад принадлежал Густаву Климту - это его фресковый фриз длиной более 34 метров.
Густав Климт. Бетховенский фриз
Произведение Климта можно рассматривать как визуальную интерпретацию Девятой симфонии Бетховена. Огромной удачей стало то, что фриз Климта не был снесен после выставки Бетховена, как фрески других художников и сохранён для потомков. Фриз, аккуратно снятый со стены, попал в руки частных коллекционеров. В 1970-х годах он был продан Австрийской Республике, и после многих лет реставрации нашел пристанище в подвале здания Венского сецессиона, где им можно любоваться и сегодня.
Густав Климт. Бетховенский фриз
Густав Климт. Бетховенский фриз: "Стремление к счастью". Вена, Бельведер
Примерно в 1900 году Климт открыл для себя тему пейзажа. Этому способствовали его ежегодные летние путешествия. Климт регулярно ездил по сельской местности в течение примерно двух-четырех недель в июле и августе, предпочтительно в районе озера Зальцкаммергут в Верхней Австрии. В своих пейзажах Климт изображал идеализированную природу; его целью было создать безоблачный и райский мир. Климт провёл лето 1913 года на озере Гарда в Северной Италии. Пейзажи Климта можно посмотреть в обзоре
https://galik-123.livejournal.com/251403.html Многие коллеги-художники из среды Венского сецессиона разделяли предпочтение Климта эстетически изысканным и идеализированным пейзажам.
Карл Молл. Березовая роща в сумерках, около 1902. Холст, масло, 80x80 см. © Бельведер, Вена. Фото: Йоханнес Штоль
Себастьян Исепп. Зимний ручей, около 1913. Холст, масло, 98,5x115 см. © Бельведер, Вена. Фото: Йоханнес Штоль
Густав Климт впервые участвовал в Венецианской биеннале с двумя работами в 1899 году. Художник вернулся на биеннале в 1910 году. Выставка сразу произвела фурор и разделила критиков. Основная причина была в том, что по мнению руководства биеннале: "Искусство Климта неприятно нашему времени, потому что оно выходит за его рамки и подготавливает время для завтрашнего дня".
Зал Климта в австрийском павильоне на Международной выставке 1911 года в Риме в прессе часто называли "храмом" или "апсидой" из-за его полукруглой формы и необычной ауры. Внутри Климт представил восемь картин и четыре рисунка, в том числе портреты, пейзажи, аллегорические сюжеты. Среди них знаменитая картина "Поцелуй", портреты миссис Витгенштейн и Эмили Флёге, две работы символистов, такие как "Смерть и жизнь" и "Справедливость". Общее впечатление формировали ослепительные цвета, извилистость линий, пышность декоративных мотивов в белом пространстве апсиды.
Густав Климт. Амише (Сестры), 1907. Холст, масло, 125x42 см. © Фонд Климта, Вена
"Невеста" - огромное полотно, начатое художником в 1918 году, воплотило идеи Венского сецессиона. Когда в январе 1918 года Климта неожиданно поразил инсульт, несколько картин всё ещё находились в работе, в том числе широкоформатная работа "Невеста". В некоторых частях картины, например в левой, изображение было в значительной степени завершено, в то время как другие части все еще показывали приблизительную цветовую схему. Это один из крупнейших форматов, которые когда-либо использовал Климт. Тема - любовь и чувственное желание. В центре - невеста, спящая в голубом платье. Рядом с ней голова ее партнера. Его тело почти скрыто группой женщин, которые кажутся плавающими в разных положениях. Частично обнаженные, частично одетые, они, по-видимому, иллюстрируют эротическое переживание счастья, которому невеста, кажется, предается в своём блаженном сне. Сильный колорит картины и смелые цветовые контрасты показывают, что работа характерна для позднего творческого периода Климта.
Густав Климт. Невеста, 1917-18. Холст, масло, 165x191 см. © Фонд Климта, Вена
Динамичная манера письма видна и в "Портрете Йоханны Штауде", который Климт написал в последние месяцы перед смертью. Йоханна Стауде, урожденная Видлика, являлась моделью Климта того времени.
Густав Климт. Портрет Иоганны Штауде (незавершенное), 1917. 70×50 см. Холст, масло. Верхний Бельведер, Вена
Незаконченный "Портрет дамы в белом" нельзя связывать с каким-либо конкретным человеком. Предположительно, это один из тех идеальных женских портретов.
Густав Климт. Портрет дамы в белом, 1917-1918. Холст, масло, 70x70 см. © Belvedere, Вена
И сенсация выставки - открытый заново "Женский портрет"! Эту картину живописец создал на излёте карьеры, она была одной из последних. В произведение автор вложил всё своё мастерство. Картина была куплена коллекционером Джузеппе Риччи Одди в 1925 году и с тех пор хранилась в галерее Риччи Одди в итальянском городке Пьяченце. 22 февраля 1997 года холст Климта был украден из галереи. Повторное появление картины случилось через двадцать три года. 10 декабря 2019 года велись работы по озеленению внешней стены музея Пьяченцы. Здесь, в небольшом отсеке, закрытом дверью без замка, нашли полиэтиленовый пакет, внутри которого лежал холст: это был "Женский портрет" Климта.
Густав Климт. Портрет дамы, 1916-17. Холст, масло, 68x55 см. Галерея современного искусства Риччи Одди
Эта работа Климта полна сюрпризов. За несколько месяцев до её таинственного похищения 18-летняя студентка-искусствовед Клаудиа Мага, сделала неожиданное открытие. Изучая работы австрийского живописца, она пришла к выводу, что портрет женщины очень напоминает другой холст Климта. К сожалению, вторая картина считалась утерянной, но сохранилась её репродукция. На ней была изображена юная девушка, возлюбленная художника, которая рано ушла из жизни. Клаудиа обратила внимание на схожесть поз и фигур девушек с обеих картин. Искусствоведы провели эксперимент: увеличили изображения и наложили их друг на друга: общие очертания фигур оказались практически идентичны. Оказалось, что Климт нарисовал портрет поверх уже написанного ранее портрета, изображающего похожую молодую женщину, но совершенно иначе одетую и причесанную.
Небольшой видеосюжет о выставке Климта в Риме:
Click to view
Источники информации:
www.museodiroma.it ,
ru.euronews.com ,
smotret.eu ,
www.inexhibit.com ,
veryimportantlot.com