Боттичелли в Париже

Nov 24, 2021 14:40




Воспользуемся возможностями интернета и перенесёмся в столицу Франции. Мы же знаем, что в Париже главным событием этого арт-сезона стала первая за почти 20 лет экспозиция Сандро Боттичелли. Попробуем познакомиться с этой выставкой, используя доступную информацию, собранную на просторах интернета.

Выставка "Боттичелли - художник и дизайнер" проходит в музее Жакмар-Андре. Сорок картин самого Боттичелли в окружении работ его современников и последователей собраны по музеям всей Европы, свои шедевры предоставили и американские музеи. Среди экспонатов - "Мадонна с Младенцем" из Лувра, "Возвращение Юдифи в Ветулию" из Художественного музея Цинциннати (США) и "Юдифь, выходящая из шатра Олоферна" из Рейксмузеума в Амстердаме (Нидерланды).
Оригинальность этой экспозиции заключается в том, что музей Жакмар-Андре представляет одного из величайших художников Флоренции не только как гения итальянского Возрождения, но и как успешного предпринимателя и главу мастерской, выполнявшей на заказ иллюстрации к книгам, гравюры, инкрустации, рисунки для вышивок. Выставка построена в хронологическом и тематическом порядке и иллюстрирует все виды творчества Боттичелли, а также его влияние на коллег-современников.



Фото: www.musee-jacquemart-andre.com

Самые знаменитые полотна Боттичелли выражают в живописи идеи, которые господствовали в философии, литературе и поэзии того времени. Создание уникальных живописных произведений Боттичелли сочетал с серийными работами, которые зачастую выполняли его многочисленные подмастерья. Его мастерская превратилась в генератор идей и учебный центр, что было характерно для эпохи Возрождения в Италии.



Хотя специалисты соглашаются приписать портрет Микеле Марулло Тарканиота (1453-1500), гуманиста, поэта и воина греческого происхождения, кисти Боттичелли, обстоятельства этого заказа остаются неясными. Марулло поддерживал тесные связи с Лоренцо де Медичи, покровителем Боттичелли. Некоторые искусствоведы считают, что это мог быть посмертный портрет, сделанный по заказу его вдовы после трагической гибели Марулло, который утонул в потоке после падения с лошади.



Сандро Боттичелли (?). Портрет Михаила Тарханиота Марулла, 1458. Дерево, темпера. Коллекция Комбо, Барселона, Испания

В своих произведениях Боттичелли отражал дух эпохи и гуманистические взгляды семейства Медичи - правителей Флоренции. Среди работ на выставке представлен посмертный портрет Джулиано Медичи (1453-1478, младшего брата Лоренцо Великолепного), убитого во время заговора Пацци в соборе Флоренции 26 апреля 1478 года. Известны три портрета Джулиано, написанные Боттичелли, и, по всей вероятности, этот был сделан по посмертной маске: закрытые глаза, впалые глазницы, истощенные щеки.



Сандро Боттичелли, и мастерская. Портрет Джулиано де Медичи, 1478-1480. Дерево, темпера. Фото: Fondazione Accademia Carrara



Раздел "Целомудренные Венеры" демонстрирует стратегию боттичеллиевской мастерской, когда мотивы одних работ, в данном случае "Рождения Венеры", превращались в удачные образы в другой форме, не связанной с оригинальным контекстом. Две из множества Венер, написанных Боттичелли и его мастерской, можно увидеть на выставке музея. Сходство между этими двумя работами предполагает использование студийных моделей, которых художник и его ученики могли рисовать для создания различных композиций. Берлинская версия с использованием золота указывает на то, что она предназначалась для более состоятельного спонсора, чем туринская версия.



Две Венеры Боттичелли





Сандро Боттичелли. Венера, около 1490. Берлинская картинная галерея

Из Франкфурта в Париж приехала одна из самых знаменитых работ мастера - портрет молодой дамы. Считается, что на нём изображена прекрасная Симонетта Веспуччи. Симонетта, известная своей исключительной красотой, олицетворяла собой тип идеальной женщины, который царствовал в итальянском искусстве на протяжении нескольких веков. Для Боттичелли она стала аллегорическим персонажем. Считается, что в Симонетту были влюблены все выдающиеся люди Флоренции того времени: братья Медичи, Лоренцо и Джулиано, а также и сам Боттичелли. Симонетта Веспуччи ушла из жизни в возрасте 23 лет. Художник завещал похоронить себя рядом с Симонеттой во флорентийской церкви Оньисанти.



На афише и на каталоге выставки воспроизведен подлинный портрет Симонетты, написанный Боттичелли много лет спустя после её смерти. Римский драгоценный камень на ожерелье принадлежал Лоренцо Медичи.



Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. Симонетта Веспуччи. 1480-1485. Тополь, темпера и масло. 82 × 54 см. Штедель, Франкфурт-на-Майне







Изяществу своих линий Сандро Боттичелли обязан первоначальному обучению ювелирному мастерству. Изучение техники гравюры и резьбы повлияли на линию его рисунка и научили вниманию к деталям в живописи.



Мастерская Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. Симонетта Веспуччи,1476-80. Дерево, темпера. 47,5 × 35 см. Берлинская картинная галерея

Существовали разные уровни сотрудничества Боттичелли с подмастерьями. В его ателье осваивали живописные азы молодые ученики, они готовили краски и холсты. У него работали и опытные помощники, которые переводили рисунки мэтра на холст. Наконец, лучшим из них Боттичелли доверял исполнение некоторых частей своего замысла. Некоторые писали пределлу - нижнюю часть алтарной картины, или пейзаж, а композицией картины и её основной частью занимался обычно сам живописец.



Следуя византийской традиции, тема Богородицы с младенцем была подхвачена художниками эпохи Возрождения, которые постепенно вдохнули в неё новую жизнь. Боттичелли был вдохновлен, в частности, двумя различными типами: Одигитрия, которая представляет Деву с младенцем, покоящимся на её левой руке, и Панахранта, где Дева представлена ​​сидящей на троне с Младенцем на коленях.



Сандро Боттичелли. Madonna and Child on a throne with Saints Dominic, Cosmas, Damian, Francis, Lawrence and John the Baptist,1480/90. Accademia Gallery in Florence







Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем, 1490-1495 годы. Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция

Обычно сцена бегства Святого Семейства в Египет представляется ​​горизонтально, с Богородицей и Младенцем, сидящими на спине осла. Вертикальная ориентация этой работы с фигурами, идущими пешком, направляемыми ослом к ​​зрителю, уникальна в живописи итальянского Возрождения.



Сандро Боттичелли. Бегство в Египет, 1510 г. © Institut de France / Christophe Recoura







Сандро Боттичелли. Мадонна с книгой , или Мадонна дель Либро, 1483. Дерево, темпера. Музей Польди-Пеццоли, Милан.

В следующей картине удивителен не только интенсивный голубой цвет. Лицо Мадонны очень нежное, фарфорово-бледное, с красивыми, но слегка неправильными чертами лица. Создается отчетливое впечатление, что оно написано с натуры и отражает облик реально существовавшей женщины. В нём нет стилизации образа, характерного для узнаваемых лиц картин Боттичелли.



Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем, 1467-1470. Дерево, темпера. Музей Малого дворца, Авиньон

Еще одна удача - включение в экспозицию алтарного образа Боттичелли "Коронование Богоматери" (около 1492), предоставленного Художественным музеем Басс в Майами-Бич. Картина, которая прежде не экспонировалась в Европе, воссоединилась с четырьмя панелями своей пределлы, выполненными Якопо Фоски.







Coronation of the Virgin (around 1462), on loan from the Bass museum, Miami. Photo: © Zaire ArtLab; Bass Museum of Art



Тондо из коллекции музея Жакемара-Андре, отреставрированное специально для выставки, было сделано в мастерской Боттичелли по одному или нескольким рисункам мастера. Известно несколько версий этой иконографической сцены, но эта выделяется своим фоном - видом на Венецию: справа виден купол Святого Марка, а слева - внушительная колокольня площади Сан-Марко. Виды Венеции - редкость во флорентийском искусстве, и это говорит о том, что работа предназначалась для венецианского клиента.



Мастерская Боттичелли. Рождество на фоне приморского города, после 1490. Фото: Institut de France, Musée Jacquemart-André/Studio Sébert Photographe



В настоящее время исследователям известны имена некоторых из подмастерьев Боттичелли, однако, по словам куратора выставки, "очень трудно связать эти имена с конкретными произведениями, ведь от подмастерьев требовалось выполнять указания и никоим образом не выделяться". Тем не менее на выставке сделана попытка назвать ряд имён на основании архивных документов и предположить, что подмастерьем, известным как Мастер готических зданий, был Якопо Фоски.



Якопо Фоски (?). Коронование Богоматери (Мадонны Магнификат), копия Боттичелли. 1485. Musee Fabre de Montpellier Mediterranee Metropole / Photographie Frederic Jaulmes



Мастерская Боттичелли была лабораторией идей, куда торопились талантливые ученики, среди них был и Филиппино Липпи, сын его учителя Филиппо Липпи (1406-1469). Полотна, которые выходили из мастерской, тщательно проверялись Мастером.
"Мадонна с младенцем" Филиппо Липпи представляет собой композицию, которую позже перенял молодой Боттичелли, его ученик. Игра взглядов устанавливает определенный диалог со зрителем, а печальный вид Богородицы как бы возвещает о последней жертве Христа.



Фра Филлиппо Липпи, Мадонна с младенцем, 1460 г. © BPK, Berlin, Dist. RMN-Grand Palais / BStGS изображение © artsinthecity



Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем и ангелом, 1467-1468. Дерево, темпера. Музей Феша, Франция



Сандро Боттичелли и мастерская. Суд Париса, 1485-1488. Дерево, темпера. Фонд Джорджо Чини, Венеция







Сандро Боттичелли. Возвращение Юдифи в Ветулию, 1469-1470. © Художественный музей Цинциннати, Фонд Джона Дж. Эмери



Сандро Боттичелли. Юдифь, покидающая палатку Олоферна, 1497- около 1500. Масло и темпера на дереве. Rijksmuseum, Amsterdam





Якопо дель Селлайо. Триумф любви, вдохновленный "Триумфами" Петрарки. Museo Bandini, Fiesole, Italy

На обратной стороне этого этюда женской головы, который, вероятно, служил подготовительным рисунком для портрета прекрасной Симонетты, есть еще одно изображение, на этот раз женской фигуры.





Как же Боттичелли удалось выработать свой фирменный стиль - одновременно утонченный и индивидуальный, но при этом гибкий, применимый и к живописи, и к изящному дизайну вышивок, шпалер и инкрустаций? Выставка отвечает на этот вопрос, прослеживая эволюцию стиля Боттичелли от ранних работ к поздним. Кроме живописи показаны экспонаты, демонстрирующие интерес Боттичелли к прикладному искусству.





Боттичелли - художник и дизайнер? Конечно, он страстно увлекался придумыванием новых композиций, но также повторял в своих работах обновлённые фигуры и мотивы. На выставке показаны примеры использования рисунков Боттичелли в других видах искусства, таких как гобелен, маркетри или вышивка.



Минерва (1491-1500), гобелен из шерсти и шелка,© Studio Sébert, Париж

Один из величайших художников эпохи Возрождения, Сандро Боттичелли (1445-1510) представляет флорентийскую школу живописи. Учился в мастерских Филиппо Липпи и Андреа Вероккьо. Участвовал в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане, фрески для которой создавал Микеланджело. Посещал Платоновскую академию во Флоренции, в которой общался со знаменитыми философами и поэтами своей эпохи. Его самые известные работы "Весна" и "Рождение Венеры" хранятся в галерее Уффици на родине художника. Умер он в бедности, был забыт до середины XIX века, но сегодня цены на его работы приблизились к отметке $100 млн.
Источники информации и фото:  www.facebook.com/MuseeJacquemartAndre , vk.com , www.sortiraparis.com , artchive.ru , iz.ru

париж, живопись, франция, боттичелли, италия, выставка

Previous post Next post
Up