Картины Эль Греко в Метрополитен-музее

Oct 28, 2021 16:30




Эль Греко. Чудо исцеления, 1570. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В начале ХХ века американские коллекционеры одними из первых оценили художественное наследие испанского живописца Эль Греко (1541-1614). И сейчас музеи Нью-Йорка располагают внушительной коллекцией его произведений. Метрополитен-музей обладает 10 уникальными шедеврами Эль Греко - уроженца греческого Крита, сформировавшегося в Италии и нашедшего вторую родину в Испании. На заставке один из этих шедевров - картина "Чудо исцеления".
Эль Греко написал этот шедевр либо в Венеции, либо в Риме, где он работал после отъезда с Крита в 1567 году и до переезда в Испанию в 1576 году. Художник иллюстрирует евангельское повествование о Христе, исцеляющем слепого. Две фигуры на переднем плане могут быть родителями слепого. Левая верхняя часть композиции незакончена. Эль Греко нарисовал две другие версии этого предмета и, кажется, взял эту с собой в Испанию.
1. Картина "Вид на Толедо", во-первых, один из двух сохранившихся пейзажей Эль Греко, а во-вторых - чуть ли не первый в истории живописи пейзаж как самостоятельное произведение. До этого считалось, что пейзаж может быть лишь фоном для основного сюжета.
Художник запечатлел достаточно точно некоторые архитектурные памятники древнего города. Однако его привлекала не столько конкретная передача облика Толедо, сколько, возможно, создание более сложного, обобщенного образа фантастически прекрасного, возникающего в виде тревожного смутного миража города-мира.  Озаренный зловещим зеленоватым светом вспыхивающих зарниц, город, как призрачное видение, возникает на сине-свинцовом в клубящихся облаках небе.
В этом пейзаже Эль Греко изображен город, в котором он жил и работал большую часть своей жизни.



Эль Греко. Вид Толедо, около 1599-1600. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

2. Следующая картина является фрагментом большого алтаря, заказанного для церкви больницы Святого Иоанна Крестителя в Толедо. На ней изображён отрывок из Библии, Откровение (6: 9-11), описывающий открытие Пятой Печати в конце времен и раздачу белых одежд "тем, кто был убит за дело Божье...". В отсутствующей верхней части мог быть изображен жертвенный агнец, открывающий пятую печать. Полотно было культовым произведением художников XX века.



Эль Греко. Открытие Пятой Печати (Видение святого Иоанна Богослова), 1614. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

3. Портреты Эль Греко неизменно вызывали восхищение за их натурализм и психологическую проницательность, даже когда (как в XVIII веке) другие его работы вышли из моды. Этот мужской портрет попеременно принимался или отвергался как автопортрет художника.



Эль Греко. Мужской портрет (Автопортрет?), 1595-1600. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

4. За свою долгую карьеру в Испании Эль Греко создал множество картин с изображением Христа, несущего крест. Следующее полотно, возможно, его самая ранняя версия. Необычные приёмы изобразительного языка, свойственные Эль Греко, не являются открытием лишь его одного. Некоторые аналогии им в той или иной форме обнаруживаются в творчестве поздних Микеланджело и Тинторетто. Но если художественный образ мастеров Возрождения основывался на органическом синтезе реальности и высокого обобщения, то в искусстве и зрелом творчестве живописца позднего ренессанса Эль Греко возобладало воображаемое, ирреальное начало.



Эль Греко. Несение креста, 1577-1587. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

5. На следующем портрете изображен кардинал Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609). В 1599 году он стал генеральным инквизитором Испании, но ушёл в отставку в 1602 году, чтобы остаток своей жизни быть архиепископом Севильи. Весной 1600 года Эль Греко жил в Венеции и во дворце Фарнезе в Риме, где портреты Тициана (например, папы Фарнезе Павла III) открыли греческому художнику психологические возможности портретной живописи.



Эль Греко. Портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевара, около 1600. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

6. Эль Греко написал по крайней мере пять картин святого Иеронима. В этой версии, относящейся к последним годам жизни художника, святой изображен в красном облачении кардинала, сидящего перед открытой книгой, что указывает на его роль переводчика Библии с греческого на латынь в V веке. Картина отличается новизной, в которой художник синтезировал два аспекта святого Иеронима - как ученого и как аскета.



Эль Греко. Святой Иероним в образе учёного, около 1610. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

7. На протяжении всей жизни Эль Греко изображал сцену поклонения пастухов множество раз. В Испании этот библейский эпизод пользовался особой популярностью. Представленный вариант художник написал ближе к концу жизни, между 1605-м и 1610 годами. Поздние работы Эль Греко характеризуются тенденцией к абстракции и почти танцевальным беспокойным движением. Здесь жесты пастухов указывают на их волнение и удивление по поводу рождения Иисуса. Эль Греко часто делал реплики или варианты важных композиций, и эта картина очень высокого качества повторяет черты картины, написанной для Хуана де Риберы, патриарха Антиохии и архиепископа Валенсии.



Эль Греко. Поклонение пастухов, около 1610. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

8. Это уменьшенная версия алтаря Эль Греко, написанного для часовни в Санто-Доминго-эль-Антигуо в Толедо, где он был похоронен. Вероятно, в этой работе художнику помогали его помощники. Эта картина сейчас находится в Прадо, Мадрид.



Эль Греко. Поклонение пастухов, 1612-1614. Холст, масло.

9. Эта картина представляет собой уменьшенную копию фигуры апостола начала XVII века, которая появляется на большом религиозном полотне Эль Греко, Святого Андрея и Святого Франциска (Прадо, Мадрид). Андрей и его брат апостол Петр были рыбаками на Галилейском море. Говорят, что Андрей, первым последовавший за Христом, проповедовал в Скифии, Малой Азии и Греции, где принял мученическую смерть на кресте Х-образной формы от рук римского правителя.



Эль Греко (?). Святой Андрей, около 1610. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

По настоящему знаменит Эль Греко стал лишь через 300 лет после смерти, на рубеже XIX - ХХ веков, когда его объявили основоположником модернизма, а среди его последователей оаказались Сезанн и Ван Гог, Делакруа и Мане, Кокошка и Пикассо. При жизни у него не было ни школы, ни одиночных последователей.
Источник: www.metmuseum.org

музеи, художники, живопись, Эль Греко

Previous post Next post
Up