Одна скульптура из коллекции Пушкинского музея

Oct 22, 2021 16:10



Эмиль Антуан Бурдель. Танец с покрывалом, 1909. Светло-жёлтая бронза, литьё, патинировка, ГМИИ им А.С. Пушкина

В одном из залов Галереи искусства стран Европы и Америки, среди картин художников группы "Наби", находится скульптура "Танец с покрывалом" Эмиля Антуана Бурделя (1861-1929) - одного из крупнейших мастеров монументальной пластики ХХ века, ученика О. Родена. Танцовщица изображена в момент завершения движения - она как будто остановлена в древнем ритуальном танце. Скульптура известна также под названием "Действо с покрывалом". Предполагается, что моделью для Бурделя послужила Цецилия Маркович, ученица и помощница скульптора из России.
Эта скульптура является иллюстрацией танца стиля модерн. На это указывает ряд особенностей: танцовщица изображена не в классическом балетном костюме, ее ноги босы, фигура танцовщицы облачена в тунику. По-видимому, сюжетную основу скульптуры составляет новозаветная история о Танце семи покрывал, исполненном Саломеей перед царем Иродом. При работе над этим образом Бурдель мог опираться на живописные произведения предшествующих мастеров, использующих образ Саломеи. В качестве материала для своей работы Бурдель выбрал светло-желтую бронзу. Применение метода искусственного патинирования на завершающем этапе работы придало скульптуре тёмно-оливковый оттенок.




На стене - Морис Дени. Зеленый берег моря. Перро-Гирек, 1909. Холст, масло



На стене - Кер Ксавье Руссель. Триумф Цереры (Сельский праздник), 1911-1913. Холст, масло



Справа - Морис Дени. Полифем, 1907. Холст, масло. Слева - Пьер Боннар. Лето в Нормандии, около 1912. Холст, масло

Коротко о скульпторе: Эмиль Антуан Бурдель родился 30 октября 1861 года. Его отец был мастером по дереву и краснодеревщиком. В 1874 году, в возрасте тринадцати лет, он бросил школу, чтобы работать в мастерской своего отца, а также начал вырезать свои первые скульптуры из дерева. В 1876 году он получил стипендию для посещения Школы изящных искусств в Тулузе, хотя оставался очень независимым и сопротивлялся формальной программе. В возрасте двадцати четырех лет он поступил в парижскую Школу изящных искусств.
К числу крупнейших работ мастера относятся "Эльзасская Мадонна", барельеф в Оперном театре Марселя, памятник шахтерам в Монсо-ле-Мин, памятник доктору Сока для Монтевидео, статуя "Франция" для Пуант-де-Грав и памятник Адаму Мицкевичу, открытый в Париже на площади Альма в 1929 году. Творческое наследие Бурделя включает в себя не только произведения скульптуры, но и около 100 картин, более 6000 рисунков и большое количество рукописей.

скульптура, музей изобразительных искусств

Previous post Next post
Up