Одна картина из коллекции Пушкинского музея

Aug 28, 2021 11:10



Нери ди Биччи. Вознесение Марии (Чудо передачи пояса мадонной апостолу Фоме), 1464-1465. Дерево, темпера, позолота. 149,5 х 185 см

Именно с итальянской живописи начиналось формирование картинной галереи Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Собрание итальянской живописи насчитывает свыше пятисот пятидесяти произведений, из них в постоянной экспозиции представлено около двухсот. На многие картины, знакомые с детства, смотрю сейчас другими глазами.
Сегодня в Праздник Успения Богородицы, глядя на картину Нери ди Биччи "Вознесение Марии", вспоминаю итальянскую Тоскану, Прато, кафедральный собор и внешнюю кафедру, с которой по великим праздникам показывают главную реликвию города - Пояс Богородицы. Всё дело в том, что именно в соборе города Прато хранится пояс Марии, который, по преданию, она передала апостолу Фоме. Запечатлённый на картине сюжет был позаимствован из Золотой легенды (Leg. Aur., Assunz). По правую руку от Мадонны изображены Иоанн Креститель, святой в епископском облачении (Николай) и апостол Фома, получающий пояс; по левую руку - святые Юлиан, Франциск и Иероним. Этот сюжет Вознесения Марии особенно привлекал флорентийских и сиенских художников эпохи Возрождения. Дата праздника Успения (Вознесения) Богородицы каждый год одна и та же: в католичестве - 15 августа, в православии - 28 августа.

Картина поступила в коллекцию Музея из московского собрания князей Гагариных в 1924 году. Сначала картина считалась работой неизвестного итальянского мастера XV века. Но в 1924 году была определена как произведение Нери ди Биччи искусствоведами Пушкинского музея. Предположительно, композиция из Пушкинского музея создавалась для церкви Санта Мария а Уги во Флоренции.



Нери ди Биччи. Вознесение Марии (Чудо передачи пояса мадонной апостолу Фоме), 1464-1465. Дерево, темпера, позолота. 149,5 х 185 см



Фрагмент

Итальянский художник Нери ди Бичи (Neri di Bicci) родился в 1418 году во Флоренции, умер в 1492 году там же. Сын и внук флорентийских художников. Работал во Флоренции в русле устоявшейся религиозной живописной традиции. У него было четверо сыновей и две дочери. Никто из детей не продолжил семейное дело. Его работы хранятся в музее города Сан-Миниато, пинакотеках Вольтерры, Сиены и др. В истории итальянского искусства прославился своим "Дневником", в котором с методичностью бухгалтера описывал свой художественный бизнес: расходы и доходы, а также все события, связанные с этим бизнесом
Нери ди Биччи исполнил несколько композиций на этот сюжет. В дневниках художника он упоминается не менее пяти раз в период 1453-1475 годы. Но только одна работа находится до сих пор на своём родном месте в алтаре церкви Санта Мария в Баньо ди Романья недалеко от Флоренции. Другие композиции хранятся в Национальной галерее Канады в Оттаве, в Филадельфийском художественном музее, собрании Джонсон, местонахождение ещё одной неизвестно.



Neri di Bicci. Madonna della Сintola e santi, 1470-1475. Епархиальный музей Сан-Миниато



Фрагмент



Нери ди Биччи. Святой Фома получает пояс Богородицы со святыми Архангелом Михаилом, Августином, Маргаритой Антиохийской и Екатериной Александрийской, 1467. Филадельфийский художественный музей

Пояс Богородицы оказался в Прато в XII веке, с тех пор этот город стал одним из самых посещаемых мест паломничества в Италии. Его, по легенде, привёз из Святой земли купец Микеле Дагомари. Началось общественное поклонение священной реликвии. Сам Святой Франциск Ассизский в 1212 году был со своими первыми монахами в Прато, чтобы поклониться ей, а Братство Святого Пояса, существующее до сих пор, было учреждено ещё святым Августином.
Пять раз в год - на Пасху, 1 мая, 15 августа, 8 декабря и на Рождество, пояс Богородицы помещают на внешнюю кафедру кафедрального собора на средневековой площади города. Собор в Прато посвящён святому Стефану - первому христианскому мученику, побитому камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года.



Кафедральный собор Прато

Внешняя кафедра расположена на углу фасада собора справа и представляет собой круглый балкон, над которым поднимается закруглённая зонтичная крыша-балдахин. С кафедры по великим праздникам народу на площади показывали священную реликвию - пояс Богородицы. Реликвию показывают и сейчас, особенно торжественная церемония бывает 8 сентября на Рождество Богородицы (католическое).



Капелла Пояса (Cappella del Sacro Cintolo), построенная в 1386-1390 годах мастером Лоренцо ди Филиппо, - самое важное место в соборе для верующих. Цикл фресок в капелле передает историю обретения жителями Прато пояса Богородицы (1392-1395, Аньоло Гадди). Священный пояс, который, по преданию, Богородица отдала святому Фоме, чудесным образом явившись ему, когда он опоздал на её погребение, хранится в алтаре XVIII века, украшенном рельефами работы Эмилио Греко. Над алтарём установлена беломраморная статуя Богоматери с младенцем - одна из лучших работ Джованни Пизано (1301).



Sacra Cintola - реликвия, предположительно захваченная крестоносцами во время I Крестового похода в Иерусалиме, почитается как пояс, который Дева Мария вручила апостолу Фоме в момент своего Вознесения. Реликвия была привезена из Иерусалима в 1141 году купцом Прато Микеле Дагомари.



Мазо ди Бартоломео. Capsella della Sacra Cintola,1446-1448. Прато, музей Палаццо Преторио



Алессандро Челла. Реликварий Сакра Чинтола,1638. Прато

Источник информации: ru.m.wikipedia.org

живопись, Успение, праздник, календарь, италия, музей изобразительных искусств

Previous post Next post
Up