Медичи. Портреты и политика, 1512-1570

Jul 10, 2021 17:40




Photography by Hyla Skopitz, Imaging Department, The Metropolitan Museum of Art. © 2021

Грандиозная выставка "Медичи: портреты и политика, 1512-1570" проходит сейчас в Метрополитен-Музее (Нью-Йорк, США). Представлена коллекция портретов правящей во Флоренции семьи Медичи - более 90 работ, выполненных в различных жанрах. Включены работы самых известных художников того периода: от Рафаэля, Якопо да Понтормо и Россо Фьорентино до Бенвенуто Челлини, Аньоло Бронзино и Франческо Сальвиати. На выставке шесть тематических разделов. Все они не только демонстрируют шедевры живописи из лучших мировых коллекций, но и наглядно показывают, как искусство помогало укреплять власть. Поскольку посетить эту выставку у нас нет совершенно никакой возможности, предлагаю обзор, подготовленный по материалам сайта www.metmuseum.org.
После многовековой истории республики, управляемой выборными должностными лицами, с 1532 года Флоренция оказалась под властью герцогов семьи Медичи - правителей, навязанных городу объединенными силами папы и императора Священной Римской империи Карла V. В этот период портретная живопись во Флоренции стала важным средством не просто для изображения, но и для передачи характера, социального положения и культурных амбиций.



Входная галерея

Ключевой фигурой в эту эпоху политических и культурных преобразований был Козимо I Медичи (1519-1574), который вступил в должность герцога в возрасте всего семнадцати лет. В течение трех десятилетий Козимо основал династию, расширил границы своего государства и преобразовал институты города. Он блестяще использовал интеллектуальное и художественное наследие Флоренции для повышения престижа своего правления и утверждения герцогства среди королевских и княжеских дворов Европы. Бронзовый бюст герцога Козимо I Медичи с грозным выражением лица доминирует в начале выставки.



Бенвенуто Челлини (1500-1571), Козимо I Медичи, 1546-1547. Бронза. Национальный музей дель Барджелло, Флоренция. Фото Антонио Кваттроне

Хотя Флоренция имела долгую историю как республика, большую часть XV века в ней правила семья Медичи. Конец этой эпохи положила смерть в 1492 году Лоренцо Медичи (Великолепного), его наследники были сосланы, а их дворец разграблен. Затем город прошёл через два республиканских правительства (первое во главе с фанатичным доминиканским проповедником Джироламо Савонаролой, сожженным на костре в 1498 году).
Большинство флорентийских художников в этот период практиковали строгий стиль, отражаюший традиционные моральные ценности республики. В портретах преобладали чистота и прямота над декоративностью. Информация часто передавалась с помощью религиозных символов или эмблем, указывающих на профессию или социальное положение натурщика.
В 1512 году произошел крах Флорентийской республики и вторжение в город кардинала Джованни де Медичи, который на следующий год стал Папой Львом X. С тех пор и до 1527 года Медичи и их сторонники царили в политике города, хотя и не без сопротивления. Последняя безуспешная попытка восстановить республику в 1527-1530 годах привела к катастрофической осаде города войсками императора Священной Римской империи. Благодаря объединенным силам императора и папы Медичи в 1532 году молодой Алессандро де Медичи стал первым герцогом Флоренции. В этот период флорентийцы, пережившие осаду, разрушительную чуму и голод, изображались в новой манере, что особенно заметно на портретах женщин.



От республики к герцогству, 1512-1532

Поза и выражение лица этой неизвестной натурщицы предполагают застенчивое самообладание. Маску ледяной сдержанности пародирует гротескная голова, украшающая её стул. Кажется, модель демонстрирует недосягаемое совершенство, которое Данте приписывал своей идеальной возлюбленной Беатриче. Одежда и украшения почти превращают натурщицу в геральдическую эмблему. Это может быть тетя Козимо де Медичи, Франческа Сальвиати (родилась в 1504 г.), которая в 1533 году вышла замуж за Оттавиано де Медичи (1482-1546), защитника интересов семьи на протяжении 1520-х годов.



Бронзино (1503-1572). Портрет женщины с болонкой, около 1532-1533. Дерево, масло. Городской музей, Франкфурт

Козимо использовал искусство, чтобы усилить свой авторитет. Посредством политики и покровительства искусству он укрепил положение Флоренции как великой столицы эпохи Возрождения, в центре которой стояла его семья.



Якопо да Понтормо (1494-1556). Портрет двух друзей,1523-1524. Дерево, масло. Галерея Палаццо Чини, Венеция

Этот неизвестный натурщик поражает выражением сдержанной отстраненности. Гордая поза с подбочененной рукой напоминает флорентийские статуи библейского Давида.



Россо Фиорентино (1494-1540). Портрет мужчины, 1522. Дерево, масло. Национальная художественная галерея, Вашингтон

Следующий раздел знакомит с некоторыми ключевыми фигурами династии Медичи - главными героями политической игры, разыгранной из Рима, где члены семьи занимали руководящие должности в католической церкви. Джованни был избран Папой Львом X в 1513 году, а через два года после его смерти другой Медичи, кардинал Джулио, стал папой как Климент VII (1523-1534).



Медичи и Флоренция, 1513-1537

Алессандро де Медичи был назначен правителем Флоренции в 1532 году. Он был сыном Лоренцо Медичи, герцога Урбино, или кардинала Джулио Медичи (будущего Папы Климента VII) и служанки, возможно, африканского происхождения. Политики, выступающие против Медичи, изображали его обычно аморальным тираном. Пять лет спустя его убил двоюродный брат. На портрете же он изображён в сдержанной манере, рисующим какую-то женщину. Может быть, это его любовница или будущая жена Маргарита Австрийская, незаконнорожденная дочь императора Карла V?



Якопо да Понтормо (1494-1556). Алессандро Медичи, 1534-1535. Дерево, масло. Художественный музей Филадельфии

На этом знаменитом портрете, вероятно, изображен Франческо Гварди (1514-1554), которому было пятнадцать или шестнадцать, когда имперские войска осадили Флоренцию в 1529 году, чтобы восстановить власть Медичи. Молодежь взялась за оружие и последовала за своими отцами на защиту республики. Гварди изображён в гордо вызывающей позе, за ним укрепления Флоренции.



Якопо да Понтормо (1494-1556). Портрет алебардиста (вероятно, Франческо Гварди). Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

Папа Медичи Климент VII, сжимающий письмо или дипломатическую записку, показан как властный и бдительный лидер. Хотя на самом деле у него были серьёзные просчёты в политике.



Себастьяно дель Пьомбо (1485/86-1547). Папа Климент VII, 1525-1526. Холст, масло. Национальный музей и галереи Каподимонте, Неаполь

Племянник Папы Льва X, Лоренцо (1492-1519) правил Флоренцией с 1515 по 1519 год. После смерти своего дяди Джулиано в 1516 году он считался последним законным наследником Медичи. Франкофил, он изображён на портрете одетым по последней французской моде. Великолепный портрет Рафаэля олицетворял возвышенные стремления - династические и политические, связанные с Лоренцо. Однако он умер до того, как произвел на свет законного наследника мужского пола (Алессандро де Медичи был объявлен его естественным сыном) и не смог стать мудрым правителем. Образ Рафаэля, как образец аристократического высокомерия, предвосхищает портреты Бронзино.



Рафаэль (1483-1520). Портрет Лоренцо ди Медичи, герцога Урбино (1492-1519), 1516-1519. Холст, масло. Частное собрание

Семнадцатилетний Козимо стал преемником герцога Алессандро де Медичи, убитого в 1537 году. Его мать была внучкой Лоренцо Великолепного, а отец - военный герой. Некоторые члены правительства думали, что молодой неопытный Козимо может подчиниться их воле. Вместо этого он полностью захватил власть и победил противников, применяя ссылки, заключения и казни. Его целью было создание сильного государства, хотя и подчиненного императору Священной Римской империи.
Ключом к успеху Козимо был также его брак в 1539 году с Элеонорой ди Толедо, дочерью испанского наместника, связанного с императором Карлом V. Считавшаяся идеальной супругой, она была набожна, родила одиннадцать детей и становилась регентом, когда отсутствовал Козимо. Она также была покровительницей искусств.
В то время портреты герцогской семьи демонстрировали силу, преемственность династии и культурную изысканность. Знаменитые образы Бронзино копировались и передавались в качестве дипломатических подарков другим правителям. Это было частью проекта Козимо по утверждению своего места на европейской арене.



Козимо I Медичи: происхождение и династия

Как и большинство привилегированных людей, Козимо I Медичи не был создан самим собой. Члены его богатой большой семьи правили Флоренцией в XV веке до изгнания. Когда Козимо пришел к власти в 1537 году, он был полон решимости восстановить славу имени Медичи. Сообразительный и хитрый, он воспользовался самым популярным медиа-каналом того времени: искусством.
Этот портрет любимого скульптора Козимо иллюстрирует продолжающиеся эксперименты в искусстве, которые поощрялись герцогом и его двором. С одной стороны, его стиль соответствует классической тенденции, с другой - говорит о стремлении использовать динамические решения.



Баччо Бандинелли (1493-1560). Козимо I Медичи (1519-1574), герцог Флорентийский, 1539-1540 гг. Мрамор. Фонд Райтсмана, 1987

Известно почти тридцать вариантов этого портрета. Этот образец был отправлен Козимо в 1546 году врачу, писателю и коллекционеру Паоло Джовио, который собрал обширный набор портретов известных людей. Доспехи были подарком брата императора Карла V Фердинанда, короля Богемии и Королевской Венгрии. Козимо должен рассматриваться как мирный Марс, бог войны со снятым шлемом, готовый править? Или его сравнивают со своим отцом, который был известным солдатом?



Аньоло Бронзино. Портрет Козимо I Медичи в доспехах, 1545. Холст, масло. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней

Элеоноре (1522-1562), дочери наместника Неаполя, было семнадцать, когда семь галер перевезли её и свиту в порт Ливорно, чтобы они присоединились к Козимо. Этот портрет датируется вскоре после её замужества. Герцогиня носит красный цвет, связанный с силой и здоровьем, но также и с невестами. Ее роскошная одежда украшена жемчугом, а на руке, символично расположенной над сердцем, она носит бриллиант, как свадебный подарок от герцога. Другое кольцо было найдено в её могиле в 1948 году.



Аньело Бронзино (1503-1572). Элеонора ди Толедо, 1539-1540. Дерево, масло. Национальная галерея, Прага

Хотя Франческо (1541-1587) было всего десять лет, когда этот портрет был написан, он уже превосходно показал себя при встрече с будущим испанским королем Филиппом II в Генуе в 1548 году. Бронзино дал ему непостижимое выражение, наводящее на мысль о его будущей роли правителя. Он держит помятый лист бумаги, чтобы показать свои интеллектуальные достижения и серьезную учебу. Его мать участвовала во всех аспектах создания этих портретов, вплоть до определения роскошных тканей, которые будут носить дети. Копии отправлялись политическим важным фигурам.



Аньело Бронзино (1503-1572). Франческо Медичи, 1551. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция

Как придворный портретист, Бронзино несколько раз изобразил детей Козимо и Элеоноры. Здесь их девятый ребенок, Гарция (1547-1562), изображен на роскошном голубом фоне. На цепочке, которую он держит, есть кольцо в форме рога с золотыми оправами - вероятно, кусок рога, кости или рога для прорезывания зубов, и кулон с кристаллом для защиты от ведьм. В другой руке он сжимает цветок апельсина, ассоциирующийся с чистотой и невинностью. В конце 1562 года двор Медичи отправился на охоту в тосканскую Маремму (прибрежные болота). Там Гарция и его старший брат Джованни умерли от малярии. Вскоре после этого последовала смерть их матери.



Аньело Бронзино (1503-1572). Гарция Медичи, 1550. Дерево, масло. Национальный музей Прадо, Мадрид

Красная бархатная одежда (соттана) была найдена в монастыре Сан-Маттео в Пизе, где на протяжении веков она использовалась для украшения статуй святых. Считается, что одежда был подарен монастырю Элеонорой ди Толедо или одной из её фрейлин. Платье находится в замечательном состоянии и сохраняет шнуровку, использованную для прикрепления рукавов, и нанесенные на него вышитые ленты.



Чтения стихов и критический анализ были основными практиками в Accademia Fiorentina, престижном литературном учреждении, спонсируемом герцогом Козимо для продвижения его культурной программы. Многие из изображённых в этой галерее, вероятно, были членами Академии. Книги теперь регулярно появляются во флорентийских портретах. Они не только символизируют литературное мастерство натурщика, но и могут обозначать патриотизм, социальную принадлежность и преданность или инакомыслие. Там, где видны слова, они часто принадлежат поэтам XIV века Данте и Петрарке. Маски, которые появляются на некоторых портретах Бронзино, демонстрируют любовь к сатире, которая присутствует и в его стихотворениях в стиле бурлеск.



Поэтика портретной живописи

Этот портрет, написанный во Флоренции, является одним из самых поразительных творений Бронзино. Модель неизвестна, но, вероятнее всего, принадлежит близкому кругу литературных друзей Бронзино, включавшему историка Бенедетто Варки и поэтессу Лауру Баттиферри (оба позировали для художника). Сам Бронзино сочинял и серьезные, и непристойные стихи. Некоторые из причудливых и остроумных метафор этой картины - например, гротескные головы, вырезанные на столе и стуле, вероятно, высоко ценились в литературных кругах как ироническое толкование портретной живописи.



Аньело Бронзино. Портрет юноши с книгой , середина 1530-х годов. Дерево, масло. Коллекция Х. О. Хавемейера

Другой художник - Сальвиати, использовал формат крупного плана для портретов членов Accademia Fiorentina, к которой он также принадлежал. На портрете книга стихов Петрарки - символ членства. Тридцатилетний Карло Римботти был социально амбициозным врачом, участвовал в литературных кругах города и играл важную политическую роль. Он читал лекции о Петрарке, а его сын писал стихи.



Франческо Сальвиати (1518-1591). Карло Римботти (1518-1591), 1548. Дерево, масло. Благотворительные фонды

В 1560 году папа Пий IV сделал кардиналом Джованни Медичи, шестнадцатилетнего сына Козимо. Вероятно, чтобы отпраздновать это политически важное возвышение, Козимо заказал эту замечательную картину молодого святого Иоанна Крестителя, покровителя Флоренции и святого своего сына.



Аньело Бронзино (1503-1572). Святой Иоанн Креститель (Портрет Джованни Медичи), 1560-1561. Дерево, масло. Галерея Боргезе, Рим

Молодой человек на портрете напоминает элегантных натурщиков ранних портретов Бронзино в этой галерее. Статуя Вакха с сатиром на втором плане помогает идентифицировать его как скульптора Пьерино да Винчи, племянника Леонардо да Винчи.



Аньело Бронзино (1503-1572). Портрет молодого человека, возможно, Пьерино да Винчи, 1550 год. Дерево, масло. Частная коллекция, предоставленная Национальной галерее в Лондоне

Даже спустя почти 700 лет эти поэты остаются известными далеко за пределами своей родной Флоренции. В 1541 году Козимо снова вознамерился сделать Флоренцию великой. Для этой цели он руководил созданием Флорентийской академии, мощного инструмента для продвижения его культурной программы. В Академии изучение работ Данте и Петрарки было в приоритете. С этого времени во флорентийских портретах регулярно появляются книги - особенно поэтические сборники.Тосканская поэзия была в моде!



Джорджо Вазари (1511=1574). Шесть тосканских поэтов, 1544. Холст, масло. Институт искусств Миннеаполиса

Правление Козимо подняло Флоренцию на первое место в культурном плане. Утонченный стиль, практикуемый художниками, был провозглашен "современной манерой". Культурная политика герцога включала не только нарисованные и скульптурные портреты Козимо и его семьи, но и городские памятники и архитектуру, которые превратили Флоренцию в столицу. Козимо неустанно создавал образ своего герцогства как эпицентра культурного Возрождения. Результатом его проекта стало повествование Джорджо Вазари "Жизни художников", посвященных Козимо.



Козимо и политика культуры

Этот раздел посвящён литературной культуре Флоренции, в нём представлены портреты поэтов и литераторов того времени. Придворный интеллектуал и писатель Бенедетто Варчи прошел путь от ссылки до сообщника. Ранее враждебный правлению Медичи, он затем продвигал Флоренцию как культурный центр Италии и роль Медичи в городе.



Тициан (1485/90? -1576). Бенедетто Варчи, 1540. Холст, масло. Художественно-исторический музей, Вена

Лаура Баттиферри была известной поэтессой во время правления Медичи, и её первый сборник стихов был посвящен Элеоноре. На картине книга открыта на сонетах Петрарки, стихи которого воспевали его безответную любовь к Лауре.



Аньело Бронзино. Лаура Баттиферри, около 1560. © Музей Палаццо Веккьо, Флоренция, Пожертвование Лозера

В 1540-х годах Франческо Сальвиати и Бронзино, наряду с Понтормо, были главными художниками во Флоренции. Они работали одновременно в Палаццо Веккьо - резиденции старой республики, которую герцог превратил в свою резиденцию. Стилистически работы двух художников оставались совершенно разными. Вазари восхвалял Сальвиати как мастера bella maniera, или "красивой манеры". Экстравагантность его стиля далека от сдержанной элегантности, которая характеризует работы Бронзино. Следующий раздел позволяет сравнить качества этих одинаково одаренных художников, оценить их взаимное влияние.



Флоренция и Рим: Бронзино и Сальвиати

Целая серия портретов Элеоноры ди Толедо с сыновьями символизирует продолжение и укрепление династии.




Аньело Бронзино. Элеонора ди Толедо и Франческо Медичи, около 1550 года.

Банкир Биндо Альтовити (1491-1557) был одним из самых богатых и влиятельных людей своего времени. Он проводил политически проницательную политику, предоставляя займы череде пап, венецианскому государству и европейским державам, таким как король Франции Генрих II. Лидер флорентийской общины в Риме, он сохранял нейтральную позицию по отношению к Медичи, пока не стал сторонником папы Фарнезе Павла III (годы правления 1534-1549). В 1554 году Козимо наконец объявил его мятежником.



Франческо Сальвиати (1510-1563). Биндо Альтовити , около 1545. Мрамор, масло. Частная коллекция

На одном из самых симпатичных портретов Бронзино, Кассандра Кавальканти в платье того же фасонв, что любила герцогиня Элеонора. Она держит миниатюрную книгу в серебряной обложке, роскошный пояс украшен масками. Прозрачная органза в зеленую полоску ниспадает без видимого подвешивания, напоминая о том, что её семья по материнской линии, Гонди, была крупными производителями и торговцами шелком.



Аньело Бронзино (1503-1572). Женский портрет (вероятно, Кассандра Бандини) 1550-1555. Дерево, масло. Галерея Сабауда, Турин

Не все особы на портретах были знамениты, есть и личности, не принадлежащие к роду Медичи. Подросток Людовико Каппони (1534-1614) изображён на портрете в элегантной черной куртке из тафты с бархатными вставками и белыми атласными рукавами. Цвета семейного герба подчеркивают его высокое положение как сына отца-банкира. Согласно придворным правилам, он держит в руках пару перчаток и медальон с изображением женщины и словом sorte (судьба). Он был известен своим воинственным характером и частыми увлечениями.



Аньоло Бронзино. (1503-1572). Лодовико Каппони, 1550-55. Дерево, масло. Коллекция Фрика.

Многие картины на выставке подчёркивают связи Медичи с классическим искусством. На следующей картине герцог изображён как Орфей, он наравне с мифологическими божествами.



Аньело Бронзино. Козимо I Медичи в роли Орфея, 1537-1539

Самый известный художник своего времени также был опасен для Медичи: Микеланджело выступил против их тотального контроля и предпочел жить в изгнании в Риме. Козимо выиграл битву, когда умер Микеланджело, доставив как можно скорее его тело во Флоренцию и устроив похороны.



Даниэле да Вольтерра (1509-1566). Микеланджело Буонарроти (1475-1564), 1545. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Иллюстрации и текст подготовлены по материалам сайта Метрополитен-музея: www.metmuseum.org

Флоренция, Медичи, Италия, живопись, Метрополитен-музей, история, выставка

Previous post Next post
Up