Внешний вид базилики Санта-Мария-ин-Арачели, что переводится как Церковь Святой Марии у Небесного Алтаря, очень строг и даже суров. Её стены как бы ограждают находящихся в храме от города, от внешнего мира. Скромный центральный фасад украшают только готические окна-розы. А расположена базилика прямо на вершине Капитолийского холма между Сенаторским дворцом и мемориальным комплексом в честь Виктора Эммануила II. Ведет к ней лестница из 124 ступеней, построенная в 1348 году в благодарность Мадонне за избавление Рима от чумы.
На этом месте в античные времена стоял храм богини Юноны Монеты ("Монета" в переводе с латыни означает "предостерегающая" или "советница"). Потом храм на Капитолии принадлежал греческим монахам, в IX веке - бенедектинцам, а с 1250 года - францисканцам. Во времена средневековья здесь происходили народные собрания и провозглашались законы. На территории храма чеканились римские деньги, которые и назвали по имени Юноны Монеты - монетами. В 1285-1287 годах храм приобрел романско-готические черты, а в 1291 году был снова освящен.
1. Согласно легенде, в базилике находится самый древний в мире христианский алтарь, который существовал еще до рождения Иисуса. Предание гласит, что император Октавиан Август обращался с вопросом к сивилле Тибуртинской: появится ли человек более великий, чем он. В ответ ему было видение Святой Девы с младенцем - сыном Бога. Потрясенный тем, что видел Сына Божия, Август распорядился устроить на вершине холма жертвенник, который он назвал "Арачели" - Алтарь небес. Надпись на возведенном алтаре гласила: Посвящается "Перворождённому от Бога". Вещественным подтверждением этой легенды служит одна из колонн внутри храма. На фото боковой вход в базилику.
2. По контрасту с суровым внешним видом внутреннее убранство храма потрясает своей нарядной и светлой красотой. В церкви три нефа, разделенные галереями из полукруглых арок на античных колоннах. Колонны были собраны из разных древнеримских построек. Третья слева от входа из 22 колон взята из дома императора Августа, о чем на ней имеется соответствующая надпись "A cubiculo Augustorum" (Опочивальня Августа). Пол выполнен в традиционным для средневековых римских церквей стиле "косматеско".
3. Центральная арка трехнефной базилики украшена хрустальными люстрами. Слева от алтаря ( как считают, на месте жертвенника) размещается придел Святой Елены, матери императора Константина (около 250-330 годы).
4. Посвященная Святой Елене капелла имеет форму небольшого храма. Его купол несут 8 колонн красного мрамора, под алтарем помещена порфировая рака с мощами.
5. Святая Елена - мать римского императора Константина I, прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей. Елена почитается рядом христианских церквей как Святая Равноапостольная царица Елена. Такой чести удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).
6. Святой равноапостольный царь Константин был первым христианским императором. Благодаря ему христианство стало господствующей религией в государстве.
7. В главном алтаре базилики - икона Божьей Матери, которая (по преданию) написана самим евангелистом Лукой и считается чудотворной.
8.
9. В отдельной капелле, слева от алтаря, хранится скрытая от людских глаз деревянная фигурка Младенца Иисуса. Считается, что фигурка была сделана из дерева, произраставшего в Гефсиманском саду, и что она исцеляла от болезней. В чудотворность Санто Бамбино итальянцы верили безоговорочно. Под Рождество у подножия статуи накапливались груды телеграмм и писем, отправленных младенцу Христу. Однако подлинная фигурка XV века была украдена в 1994 году, вместо нее в храме помещена копия. Итальянцы утверждают, что новая фигурка также является чудотворной. На правом фото внизу видны письма, телеграммы, записки.
10. Все капеллы прикрыты решетками. В одной из капелл левого нефа - фигурка Девы Марии.
11.
12. В глубине храма, справа от алтаря, находится великолепная мозаика XIII века, изображающая Мадонну и святых.
13.
14.
15. Вид на правый неф. В капеллах храма можно увидеть фрески с изображениями святых Бернардина Сиенского и Антония Падуанского, принадлежащие кисти Пинтурикьо, Помаранчо, Гоццоли.
16. Кессонный (кассетный) деревянный потолок церкви создан в XVI веке в честь победы итальянского флота над турками в битве при Лепанто (1571). Эта победа развеяла миф о "непобедимости" турецкого флота. Фрески, изображающие аллегорические батальные сцены, располагаются непосредственно в центре потолка.
17. Взгляд в сторону главного входа в базилику.
18. Над главным входом - витраж с тремя пчёлами.
19. Три золотых пчелы связаны с именем папы Урбаны VIII из семейства Барберини. Пчелы являются геральдическим знаком папской семьи и изображены на гербе Барберини.
20. Левый неф - вид в сторону главного входа.
21. В первой капелле левого нефа, если смотреть от входа, можно увидеть такое чудо.
22. По левой стороне главного нефа - икона с изображением Мадонны с Младенцем.
23. Правый неф с готической розой над входом. Вторая капелла справа называется капелла Пьета, ее украшают фрески Помаранчо. Третья капелла хранит позолоченные фрески Беноццо Гоццоли, посвященные святому Антонио.
24. В первой капелле справа от входа находится шедевр "Житие святого Бернардина Сиенского", особо почитаемого за самоотверженный подвиг в борьбе с чумой, работы Пинтуриккьо (1480-е годы). О фресках Пинтуриккьо в
http://galik-123.livejournal.com/92954.html 25. В общем, куда не бросишь взгляд, всюду шедевры...
25. Среди сокровищ Капитолийской базилики можно перечислить и надгробие папы Гонория IV, и усыпальницы различных аристократических семейств Рима с надгробиями работы, в числе прочих, Донателло и Микеланджело, и много ещё интересного.
26.
27.
28.