Альбрехт Дюрер из Пинакотеки Тозио Мартиненго. Продолжение

Apr 07, 2021 11:30




Продолжим фотоэкскурсию по выставке "Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры" из Пинакотеки в Брешии. Начало - в galik-123.livejournal.com .

Гравюры Дюрера на нравственно-богословские темы можно разделить на две группы. К первой относятся одиночные листы, в их основу легли библейские и апокрифические сюжеты. Ко второй - "Гравированные Страсти" и "Жизнь Марии", иллюстрирующие Библию. Если самостоятельные листы по своей сути сродни иконам или религиозной живописи, то серии можно сравнить с циклами фресок или мозаик, украшающих средневековые храмы.



Дюрер всегда безошибочно находил баланс между духовной и эстетической составляющими священных образов. Используя свои уникальные технические и художественные приёмы, он умел блестяще передать чувства и эмоции персонажей или создать фон, подчеркивающий общее настроение событий, разворачивающихся на переднем плане.



Часто фоном для библейских историй в гравюрах Дюрера служили виды южнонемецких городов начала XVI века, рядом с атрибутами веры появлялись предметы из повседневного обихода, а костюмы изображаемых героев ничем не отличались от одежды обычных людей того времени. Благодаря этому работы Дюрера пользовались большим спросом как у простых верующих, так и у ценителей искусства.







Приехав в Италию во второй раз (1505-1507), Дюрер провёл большую часть времени в Венеции, где собирался не только заработать как художник и гравёр. В 1505 году он подал в суд на итальянского мастера Марк-Антонио Раймонди,  скопировавшего цикл "Жизнь Марии". Это была не единственная его подделка произведений Дюрера. Известно, что Раймонди скопировал 74 гравюры немецкого мастера. Некоторые из них он снабдил фальшивой монограммой. В суде Дюрер добился лишь запрета на использование монограммы AD другими мастерами при последующем воспроизведении его работ. Никакой компенсации за уже понесенный ущерб он не получил.



Альбрехт Дюрер. Богоматерь, коронуемая двумя ангелами, 1518. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Альбрехт Дюрер. Богоматерь с младенцем, 1514. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Альбрехт Дюрер. Святое семейство со стрекозой (Святое семейство с кузнечиком), 1495. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Альбрехт Дюрер. Апостол Павел, 1514. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Альбрехт Дюрер. Апостол Фома, 1514. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго









Альбрехт Дюрер. Вход Господень в Иерусалим. Лист 5 из серии "Малые страсти", 1508-1509. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Альбрехт Дюрер. Неверие Фомы. Лист 33 из серии "Малые страсти", около 1510. Германия, Нюрнберг. Бумага, ксилография. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Альбрехт Дюрер. Вознесение. Лист 34 из серии "Малые страсти", около 1510. Германия, Нюрнберг. Бумага, ксилография. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Альбрехт Дюрер. Сошествие Святого Духа. Лист 35 из серии "Малые страсти", около 1510. Германия, Нюрнберг. Бумага, ксилография. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Третья серия Дюрера, посвященная искупительной жертве Иисуса Христа "Гравированные Страсти",  состоит из титульного листа и пятнадцати гравюр. Она выполнены в технике резцовой гравюры на меди, позволяющей создавать очень детальные изображения. Дюрер начал работу над "Страстями" вскоре после возвращения из второго итальянского путешествия. Художник считал её вершиной своего мастерства. Не случайно, отправившись в Нидерланды (1520-1521), он взял с собой листы из этой серии, чтобы дарить их коллегам и коллекционерам, используя свои гравюры как визитную карточку.



На всех гравюрах и титульном листе кроме монограммы автора стоит дата. Детальная проработка лиц персонажей и стремление показать их эмоции роднят Альбрехта Дюрера с другим гением Возрождения - Леонардо да Винчи, с рисунками которого немецкий мастер познакомился, путешествуя по Италии.



Альбрехт Дюрер. Се человек. Лист 7 из серии "Гравированные страсти", 1512. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго

Дюрер издавал отдельные сцены еще до завершения всего цикла. Серия не подразумевала наличия сопровождающих текстов, однако нередко, купив все листы "Гравированных Страстей", коллекционеры переплетали их в виде небольших книжек.



Альбрехт Дюрер. Воскресение. Лист 14 из серии "Гравированные страсти", 1512. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго

Сюжет последнего листа серии "Петр и Иоанн исцеляют хромого" не имеет прямого отношения к "Страстям", но он мог стать связующим звеном между ними и циклом, посвященным деяниям апостолов, по мнению многих исследователей, задуманным, но так и неосуществленным Дюрером. Существует и более прагматическое объяснение включению в серию последней сцены: вместе с ней общее число изображений составило 16, что позволило существенно сэкономить бумагу, печатая их на одном большом листе одновременно
Отпечатки "Страстей" из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго отличаются высоким качеством и относятся, по всей видимости, к первым авторским тиражам. Об этом свидетельствует тот факт, что для листа "Снятие с Креста" использовалась бумага с водяными знаками "Голова быка", точно такая же, как и в других отпечатках, выполненных самим Дюрером.



Альбрехт Дюрер. Пётр и Иоанн исцеляют хромого. Лист 15 из серии "Гравированные страсти", 1513. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго

Талант Альбрехта Дюрера был признан по всей Европе. Его графические работы, изданные значительными тиражами, транслировали достижения итальянского Ренессанса. Гравюры Дюрера послужили своеобразным руководством для художников многих стран, использовавших наработки мастера. В частности, скульпторы заимствовали темы и образы современников, к которым Дюрер обращался в своём творчестве. Гравюрам Мастера не только часто подражали, но и полностью копировали их. Многие листы размещались в интерьерах, некоторые использовались в качестве книжных иллюстраций.



Альбрехт Дюрер. Искушение лентяя (Сон учёного), 1498. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Альбрехт Дюрер. Святой Антоний у стен города, 1519. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго





Альбрехт Дюрер. Явление Богоматери святому Иоанну Богослову. Титульный лист серии "Апокалипсис", около 1511. Германия, Нюрнберг. Бумага, ксилография. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Альбрехт Дюрер. Мученичество святого Иоанна Богослова. Лист 1 из серии "Апокалипсис", около 1496-1497. Германия, Нюрнберг. Бумага, ксилография. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Альбрехт Дюрер. Видение семи святильников. Лист 2 из серии "Апокалипсис", около 1496-1498. Германия, Нюрнберг. Бумага, ксилография. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса. Лист 4 из серии "Апокалипсис", около 1497-1498. Германия, Нюрнберг. Бумага, ксилография. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго



Фрагмент

















Информация кураторов выставки (в сокращённом варианте).

германия, брешиа, искусство, пинакотека Брешии, Дюрер, италия, выставка

Previous post Next post
Up