Охотники за искусством. XX век, Россия

Jan 27, 2021 13:20



Н.К. Калмаков. Фимиам, 1915. Бумага на картоне, темпера. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. Ранее в собраниях: А.Е.Бурцева, семьи Тимофеевых, Санкт-Петербург-Ленинград.

Под названием "Охотники за искусством" в апреле откроется выставка в московском Музее русского импрессионизма. В экспозицию войдут картины первой половины XX века из частных собраний Москвы и Ленинграда. Через историю коллекционеров музей покажет, что коллекционирование русского искусства в СССР существовало, были сформированы значительные коллекции и сохранены великолепные произведения русского искусства. Увлечённые коллекционеры собирали произведения  музейного уровня не с целью их перепродать или заработать на своей коллекции - в основном собирателями были учёные, инженеры, врачи.
Партнёром этой выставки выступает петербургская KGallery, в которой сейчас проходит подобная выставка "Коллекционеры. ХХ век", посвящённая коллекционированию искусства в Санкт-Петербурге, Петрограде, Ленинграде. Событие приурочено к выходу двухтомного издания "Коллекционеры Петербурга-Петрограда-Ленинграда-Санкт-Петербурга".

Даже по некоторым произведениям, представленным на петербургской выставке, можно судить о самом высоком уровне этих коллекций:

Александр Евгеньевич Бурцев (1863-1938) - библиофил, меценат. Диапазон культурной деятельности Бурцева был огромен. Александр Евгеньевич собирал редкие книги и автографы, предметы старины, картины со сценами русского быта; особой сферой интересов Бурцева стал русский Север. Он лично ездил по деревням, изучал и записывал фольклорные предания. Помимо собирательства он вел научную этнографическую деятельность, издавал труды по библиографии, выпускал художественно-литературный журнал, покровительствовал молодым художника. Известно, что Бурцев покупал картины у Судейкина, Рериха, Петрова-Водкина и других. Кое-кто из художников, зная его пристрастие к русским сюжетам, стал специально писать картины на русские сюжеты как будто специально для него. Бурцев воспроизводил приобретаемые картины в своих изданиях. Собрание Бурцева так разрослось, что он задумал организовать Музей русского искусства и литературы. На Бассейной, 10, он выстроил специальный дом с большими выставочными залами и стал устраивать периодические выставки картин и рисунков своего собрания. Репрессирован в 1938 году, реабилитирован в 1963.



Б.Д. Григорьев (1886-1937). Сад. Эскиз для стенописи кафе. Начало 1913 года. Картон, темпера. Из коллекции собирателя русской старины А.Е. Бурцева



Б.Д. Григорьев. Свадьба Пьеро. Эскиз для театра, начало 1913 года. Картон, темпера. Из коллекции собирателя русской старины А.Е. Бурцева



Борис Григорьев. Парижское кафе, 1913. Из коллекции собирателя русской старины А.Е. Бурцева. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Борис Григорьев. В кабаре. 1913. Картон, темпера. "К-Галерея", Санкт-Петербург

Игорь Дмитриевич Афанасьев (1904-1969) - химик-нефтепромышленник, советский коллекционер из Ленинграда. Афанасьев является одним из пионеров создания нефтехимической промышленности в СССР, исследователь, инженер-новатор, работы которого послужили основой при организации нефтехимических производств на заводах
По воспоминаниям дочери, собирательство живописи стало его главной страстью ещё в молодости. Ему принадлежали "Портрет И. Щукина" М. Сарьяна, картины Бориса Григорьева, Кустодиева. Афанасьев также собрал прекрасную библиотеку книг и журналов по искусству. Его первая коллекция сгинула при аресте 1937 года. Вернувшись в 1946 году в Ленинград, за три с половиной года он собрал новую, небольшую, но ценную. После нового ареста вторая коллекция была сохранена его сослуживцем - Исааком Ефимовичем Добкиным, директором завода им. Шаумяна.
Вернувшись, в 1950-е он начал коллекционировать почти заново, в третий раз. В его собрание вошли картины Петрова-Водкина "Изгнание из рая", "Портрет дочери Ленушки", картины Судейкина. В 1956 году Афанасьев встретил вдову человека, купившего его вещи в 1939 году, и выкупил остатки своей первой коллекции. В собрание Афанасьева входили Врубель, Бакст, Сомов, Крымов, "Гадание" Павла Кузнецова. Сегодня коллекцию Афанасьева хранят его наследники, она известна собранием работ "мирискусников".



М.С. Сарьян. Потрет Ивана Щукина. 1911. Частное собрание, Санкт-Петербург. Ранее собрание И.Д. Афанасьева, Ленинград



Дмитрий Бушен. Итальянский театр. 1923

Илья Исаакович Палеев (1901-1970) - профессор Политехнического института. И на сегодняшний день это практически единственная ленинградская-петербургская "профессорская" коллекция, сохранившаяся в неприкосновенности и в неизменном виде. Палеев начинал собирать картины в послевоенные годы с художников-передвижников, но довольно скоро переключил свое внимание и интерес на работы членов Союза русских художников, на мастеров "Мира искусства", 'Бубнового валета". Вещи попадали в коллекцию из семей художников, со многими из которых Илья Палеев был близко знаком. Многие годы дружбы связывали его с Владимиром Лебедевым, Натаном Альтманом, Робертом Фальком, у которого в Москве Илья Исаакович много раз бывал в гостях.



Л.Т. Чупятов. Автопортрет. 1925 (-). Холст, масло. Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург. Ранее собрание И.И. Палеева, Ленинград



К.А. Коровин. Цветы и фрукты. 1919. Картон, масло. Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург. Ранее собрание И.И. Палеева, Ленинград



Борис Григорьев. Портрет фотографа-художника Мирона Шерлинга. Собрание семьи Палеевых. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иосиф Израилевич Рыбаков (1880-1938) родился в Киеве, в семье торговца лесом, окончил юрфак Киевского университета. Из-за участия в партии меньшевиков был арестован и сослан в Олонецкую губернию. После освобождения стал успешным юристом по уголовным делам и увлекся коллекционированием искусства. В 1914 году приобрел на аукционе первую работу - "Автопортрет" Василия Шухаева. Вместе с женой собрал уникальную коллекцию работ современников: Василия Шухаева, Льва Бакста, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского, Константина Сомова, Валентина Серова и других художников. Собирал предметы декоративно-прикладного искусства и фарфор. В 1929-30 годах организовывал выставки искусства из собственного собрания, писал книгу о русском фарфоре. В 1938 году был арестован по обвинению в шпионаже. Погиб в тюрьме. В 1965 году реабилитирован за отсутствием состава преступления.



Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Спящая крестьянка, 1917



В.Д. Баранов-Россине. Портрет Л.Я и О.И. Рыбаковых, 1919-1921. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Александр Яковлевич Головин. Портрет Оли Рыбаковой, 1920

Сигизмунд Натанович Валк (1887-1975) - историк, старший научный сотрудник Института истории, доктор исторических наук, специалист по археографии, источниковедению и историографии. До Великой Отечественной войны собирал редкие книги, вернувшись из эвакуации, увлекся живописью. В Ленинграде Валк покупал Бенуа, Сомова, Митрохина, Судейкина, Серебрякова, Сапунова, Петрова-Водкина, Шагала, тратя на эти покупки то, что не уходило на приобретение книг. В его собрании было около 100 картин. Валк собрал важную коллекцию живописи Серебряного века, особенно любил "Мир искусства". Уезжая в больницу в последний раз распорядился о том, чтобы коллекция отошла его ученице Надежде Симиной.



К. Петров-Водкин. Микула Селянинович, 1907

Абрам Филиппович Чудновский (1910-1985) родился в украинском Кировограде, с детства трудился столяром, лесопильщиком. Окончил трудовую школу и смог поступить на физмат Одесского университета. С 1933 года доцент на кафедре физики ленинградского Политеха, в 1946 году защитил диссертацию на ученую степень доктора физико-математических наук. Начал собирать искусство с середины 1950-х годов, благодаря знакомству с художниками. С художником Павлом Кузнецовым Чудновский впервые встретился на выставке его работ и после беседы купил около десяти картин периода "Голубой розы", в том числе знаменитые киргизские виды и жанровые сцены. Коллекция Чудновского наряду с коллекцией Георгия Костаки считается одной из лучших в России.



А.К. Богомазов. Пейзаж с деревьями, 1910

Борис Давыдович Сурис (1923-1991).  Студент Одесского строительного института, в 1941 году был мобилизован военным переводчиком, участвовал в сражениях на Дону, под Сталинградом, на Украине и в Польше, был четырежды ранен. После демобилизации в 1946 году поступил в ленинградскую Академию художеств. Писал монографии, статьи, составлял каталоги, работал главным редактором в изданиях "Художник РСФСР" и "Искусство". Борис Сурис собирал работы "мирискусников", Георгия Верейского и его учителя Бориса Кустодиева, приобрёл около 30 работ Петрова-Водкина, из авангардистов выделял Наталию Гончарову, интересовался художниками довоенной ленинградской школы. После смерти Суриса его коллекция разошлась по музеям и частным собраниям.



Татьяна Маврина (Лебедева). Портрет Павла Давыдовича Эттингера, 1941



Вера Ермолаева. Пейзаж с голубым заливом, 1930

Семен Борисович Ласкин (1930-2005) - писатель, драматург, собирал искусство около 40 лет. Интересовался работами "Круга художников", дружил с учениками Филонова, Шагала, Матюшина.  В 1956 году окончил Первый медицинский институт, чтобы продолжить семейное дело и стать, как отец, врачом. Больше 10 лет работал в реанимации, но в 1973 году окончательно оставил медицину ради литературы. Дружба с писателем и коллекционером Геннадием Гором подтолкнула его собирать собственную коллекцию. Ласкин много занимался выставочной деятельностью, организовывая в залах ленинградского Дома писателя выставки искусства, запрещенного для показа в государственных музеях. Почти 50 лет вел дневник, много писал о современных ему художниках. Эти труды вышли в виде книги "Одиночество контактного человека" в прошлом году. Открытием Ласкина стал художник Калужнин, чьи работы считались пропавшими, и другие мастера авангарда.



В.П. Калужнин. Городской пейзаж. 1930. Бумага, масло, гуашь. Собрание семьи Ласкиных, Ленинград-Санкт-Петербург. Ранее собрание С.Б. Ласкина, Ленинград



А.И. Русаков. Порт. 1930-е. Холст, масло. Собрание семьи Ласкиных, Санкт-Петербург. Ранее собрание С.Б. Ласкина, Ленинград

Анатолий Николаевич Сидоров (1925-2007) - выпускник физического факультета ЛГУ, более 50 лет работал в Оптическом институте им. С.И. Вавилова. Начал собирать свою коллекцию во времена "оттепели", когда простые советские люди стали знакомиться с неофициальным советским искусством. Стены в его доме были увешаны картинами от пола до потолка, в четыре ряда, часть холстов просто стояла на полу. По квартире водили экскурсии. Работая физиком, он в то же время читал лекции о современном искусстве, собирая полные залы слушателей. Когда их запретили в государственных учреждениях, Сидоров продолжил лекторство на квартирниках. Вместе с женой Анатолий Сидоров смог собрать коллекцию из 1000 живописных и графических работ ленинградского и московского андеграунда. В собрании есть работы Феликса Волосенкова, Боба Кошелохова, Евгения Рухина, "арефьевцев", "митьков" и других нонконформистов.



В. Вейсберг. Натюрморт с апельсинами. 1958



Александр Арефьев. Павел Первый. Холст, масло, 1970. KGallery, Санкт-Петербург

Петр Евгеньевич Корнилов (1896-1981) - крупный искусствовед, специалист по истории искусства. Во время работы в центральном музее Татарской АССР, занимался организацией выставок и публикацией различных работ и альбомов по искусствоведению. Корнилов опубликовал ряд работ, освещавших жизнь и творчество известных российских/советских художников: Е.С. Кругликовой, И.Н. Павлова, В.В. Матэ, а также целый ряд альбомов с картинами и гравюрами. Он известен и как коллекционер, собравший большую коллекцию графики И.Е. Репина, А.Н. Бенуа, И.И. Левитана, Н.Н. Ге, Б.М. Кустодиева и др.



А.А. Рылов. Зимнее небо. 1895. Холст на картоне, масло. 27,5х32. Собрание семьи П.Е. Корнилова, Санкт-Петербург. Ранее собрание П.Е. Корнилова, Ленинград

Источники информации: theblueprint.ruwww.forbes.ru , 10 самых страстных коллекционеров России и другие открытые источники

коллекции, история искусства, авангард, живопись, выставки, Россия

Previous post Next post
Up