Зинаида Серебрякова с детьми
Автопортреты, дети и ню замечательной художницы Зинаиды Серебряковой (1884-1967) - её визитная карточка. Все картины необычайно теплые и светлые, несмотря на то, что жизнь её не баловала: ранняя смерть отца, революция, потеря мужа, гражданская война, холод и голод питерских зим с четырьмя детьми и на руках. Но она была из рода Бенуа, где все рождались с карандашом в руках.
Предлагаю в день памяти Зинаиды Серебряковой пройтись ещё раз по большой выставке её работ, которая проходила в Третьяковке в 2017 году. Экспозиция включала раннее творчество, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин Мариинки, пейзажи (многие показываются впервые), а также эскизы росписей Казанского вокзала, парижский период (из французских коллекций) и марокканская серия. Акцент сделан на русском периоде, представленном на третьем этаже, с которого начинается осмотр. Всего 11 разделов выставки - от первых ученических работ до Бельгийского панно.
Хроника жизни и творчества. Дед и прадед были признанными архитекторами, отец Евгений Лансере - скульптором, живописью занималась и мать Екатерина Николаевна, сестра известного критика и художника Александра Бенуа. Все родные рисовали, ходили на этюды. Недолгое обучение в художественной студии Тенишевых и студии О.Э. Браза в Петербурге обогатило ее навыками работы с натуры.
Позже Зинаида училась живописи в Академии Гранд-Шомьер в Париже, куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью. Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков, инженер-путеец. Они были двоюродными братом и сестрой, поэтому за своё счастье пришлось побороться, так как родные были против их брака. В апреле 1906 года Серебряковы вернулись в Россию.
Известность пришла к Серебряковой в 24 года. В 1910-м на выставке Союза русских художников ее портрет "За туалетом" произвел фурор, и Совет Третьяковской галереи тут же приобрел полотно. Такая свежесть, такая искренность и радость молодости исходили от картины, что ни у кого не осталось сомнений: в России появился новый художник. Ее стиль определяли как неоклассицизм. Выставку организовал "Мир искусства", однако сама она присоединилась к этому обществу лишь год спустя.
Октябрьская революция застала художницу в Харькове. Там она работала в археологическом музее при университете, где делала эскизы экспонатов. В 1919 году её постигло большое горе - умер муж.
Осенью 1920 года Серебрякова получила приглашение перевестись в Петроградский отдел музеев и приняла его, но жить легче не стало. Время было тяжёлым, семья едва сводила концы с концами.
Начало пути. Зинаида рисовала с самого детства. Среди ранних произведений - автопортреты, зарисовки родительского дома, учебных классов, сельских уголков.
В мастерской О.Э. Браза, 1903-1905. ГТГ
Крестьянская девочка, 1905. Бумага, темпера, акварель. Из собрания Зильберштейна, Музей личных коллекций ГМИИ им А.С.Пушкина
Картины природы. Каждое лето художница проводила в селе Нескучное, где писала бескрайние поля, цветущие сады и высокие небеса. Эти чудесные и трогательные пейзажи стали настоящим открытием выставки в Третьяковке, некоторые показаны в Москве впервые. Каждая картина пронизана спокойной гармонией.
Зимний пейзаж (Село Нескучное), 1910. Темпера, акварель. Русский музей
На лугу. Нескучное, 1910-е. Холст, масло. Нижегородский художественный музей
Родные лица. В Нескучном Серебрякова писала портреты родных, друзей и гостей усадьбы, тогда же появилась серия автопортретов. Все портреты этого периода написаны с большим теплом и нежностью.
Спящий Шура, 1909. Фото Сергея Михеева, РГ
Рыжеватый блондин с бородкой - муж художницы, поэтому появляется во многих её произведениях. Будущие супруги выросли вместе. Однако, в отличие от многих членов клана Бенуа-Лансере-Серебряковых, он не стал заниматься искусствами, а окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. На портрете Борис изображен в форменном костюме, через год его пошлют строить железную дорогу Иркутск - Бодайбо. В 1919 году Борис умер от тифа, оставив Зинаиду с четырьмя детьми на руках. Больше замуж она не выходила.
Борис Серебряков, 1913.
Дети Серебряковых. Сначала в Нескучном, а потом в Петрограде Серебрякова постоянно рисовала своих детей. Эти работы составляют самую "женскую" часть её наследия.
Фото Сергея Михеева, РГ
После внезапной кончины мужа в 1919 году Серебрякова остается практически без средств к существованию. Свои ощущения тех тяжелых дней она выразила в одной из самых трагичных картин "Карточный домик": четверо её детей строят из карт домик, хрупкий, как сама жизнь, а лежащая на столе кукла подчёркивает печальное настроение картины.
Фото Сергея Михеева, РГ
Карточный домик, 1919 год
Мальчики в матросских тельняшках, 1919. Холст, масло. ГТГ
Тата с овощами, 1923. Холст, масло. Частная коллекция, Санкт-Петербург. Фото Сергея Михеева, РГ
Крестьянский цикл. Этот зал с народной тематикой производит самое сильное впечатление своей энергетикой, достоинством и величием. Здесь размещены картины крестьянского и банного циклов. Художница рисовала сельских женщин всегда с натуры, прямо в поле. Чтобы успеть схватить все детали, вставала раньше крестьян и приходила туда с красками и кистями до начала работ.
Фото Сергея Михеева, РГ
Спящая крестьянка, 1917. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург
Казанский вокзал. В 1915-1916 годах Серебрякова вместе с другими художниками Мира Искусства работала над декоративным оформлением ресторана Казанского вокзала в Москве. В основу замысла легла идея о роли России как моста между Западом и Востоком. Художница создала эскизы четырех композиций с женскими фигурами, воплощающими восточные страны. Из-за начавшихся революционных событий проект не был реализован.
Персия, 1916. Бумага, темпера. ГТГ
Петроград. Дом Бенуа. Революция перевернула жизнь Серебряковой с ног на голову - родное имение Нескучное было разграблено, фамильный дом сожжён, а художественная мастерская разрушена. Ради заработка художница берётся за заказные портреты. Но по-прежнему главными её моделями остаются дети, друзья, родные.
Портрет С.Р. Эрнста, 1921. Нижегородский художественный музей
Балет. В 1920-м художница работала в Петрограде. В этот период в её полотна вошёл театр. В те годы ее старшая дочь Татьяна начала заниматься балетом.
Девочки-сильфиды (балет Шопениана), 1924. Фото Сергея Михеева, РГ
В балетной уборной (Большие балерины), 1922. Балет Ц. Пуни "Дочь Фараона". Холст, масло. Частное собрание
Портрет Е.Н. Гейденрейх, 1924
Слева - портрет Д.Д. Бушена в маскарадном костюме, справа - портрет балерины Л.А. Ивановой, 1922. Фото Сергея Михеева, РГ
Франция. Переломным в жизни Серебряковой стал 1924-й. В этом году ее работы впервые показали в Америке, а сама художница отправилась в Париж. Там ей заказали масштабное декоративное панно. На родину Серебрякова больше не смогла вернуться. Эмигрировать Серебрякова не собиралась, но назад в советскую Россию ее не впустили. Вскоре к ней перебрались двое детей - Александр и Екатерина. Двум другим - Евгению и Татьяне, выбраться из СССР не удалось. Со старшей дочерью Серебрякова увидилась лишь спустя 36 лет, когда в 1960-м Татьяне разрешили навестить мать.
Целых 23 года Серебрякова жила с паспортом беженки, французское гражданство ей дали лишь в 1947 году. Современники отмечали, что в эмиграции художница вела замкнутую жизнь, общаясь в основном со старыми знакомыми по Санкт-Петербургу. Многие работы, портреты и пейзажи из французских коллекций, впервые привезены в Россию.
На следующем фото справа - знаменитый танцовщик Серж Лифарь. Он эмигрировал в 1923 году по приглашению "Русского балета" Дягилева. Во время написания портрета ему уже 56 лет, время былой славы было позади, однако необыкновенное обаяние артиста никуда не исчезло. Серебрякова писала о сеансах позирования дочери: "Больше всего мы с ним говорили о Пушкине - у него ведь в собраньи подлинные письма Пушкина к Наталье Гончаровой! Он издал сам книгу с полным текстом этих писем, устраивал здесь выставку в 1937 году Пушкинскую, а затем Лермонтовскую… Лифарь ездил весной в СССР, рассказывал с восторгом обо всем, что видел чудного в музеях и городах".
Фото Сергея Михеева, РГ
Художница много работала и писала пейзажи во Французской Ривьере, в Провансе, Бретани, Швейцарии и Италии, но продать ей редко, что удавалось.
Зинаида Серебрякова. Порт Коллиур, 1930
Зинаида Серебрякова. Катя на пляже,1930. Холст, масло, 92х72. Частное собрание
Марокко. На выставке впервые в России показан марокканский цикл пастелей. Его листы были случайно обнаружены на чердаке - свернутыми, попорченными. Теперь серия отреставрирована и представляет смуглых девушек в пестрых одеждах и преисполненных достоинства мужчин в тюрбанах и капюшонах. Серебрякова два раза посетила Марокко в 1928 и 1932 годах. В серии марокканских этюдов наконец-то реализовался её интерес к экзотике, заметный еще в эскизах к убранству Казанского вокзала.
Зинаида Серебрякова. Пейзаж с видом на внутренний двор дома в городе Фес, 1932
Зинаида Серебрякова. Лежащая марокканка. Марракеш. 1932. Бумага, пастель. Fondation Serebriakoff. Париж
Зинаида Серебрякова. Играющая на уде (две марокканки в белом). 1928. Бумага, пастель. Fondation Serebriakoff. Париж
Бельгийские панно. Впервые в Москве - декоративные панно, созданные художницей для виллы бельгийского барона Жана де Броуэра. В Петербурге эти произведения показывали в 2007 году на выставке Зинаиды Серебряковой "Обнаженные".
Панно украшали зал "Ренессанс" виллы Мануар дю Реле долгие годы. Во время Второй мировой войны барон и его супруга погибли, но сама вилла сохранились. При этом считалось, что произведения написаны неизвестным фламандским художником. Выполненные в стиле ню, фигуры на вертикальных панно изображали занятия и склонности барона де Броуэра.
"Росписи состояли из декоративных географических карт в стиле XVIII века, исполненных в одном тоне (их мой сын исполнил), я же написала на фоне в углах карт мотивы 4-х времен года (лето со снопом, весну с цветами и т. д.) и 4 фигуры, стоящие в нишах на другой стене. Рисовала я всё это в Париже и, к сожалению, не видела, как всё это выглядело на стенах, так как дом этот был не совсем готов и еще необитаем… во время войны в этом месте как раз проходил фронт, и дача Броувера была разрушена…" (из письма Зинаиды Серебряковой к А.Н. Савинову, 1964 г.)
После окончания работ над панно Зинаида Серебрякова послала фотографии произведений своему брату, Евгению Лансере. В ответном письме Лансере так отозвался о работе талантливой сестры: "…Так они мне понравились. У тебя есть именно то, чего нет вокруг: помимо выдумки, то, что называют композицией. Они хороши в своей простоте исполнения, завершенности формы, поэтому монументальны и декоративны помимо сюжета и размера. Ты так широко, связно, цельно понимаешь (в смысле передачи) форму предметов. Самою складною мне кажется Юриспруденция. Это панно особенно нарядно и богато заполнено. При своей простоте, скупости, так сказать, украшений, атрибутов. Завидую тебе, что ты так просто, так гибко, широко и законченно умеешь передавать тело".
Свет и Флора, 1936-37
Зинаида Евгеньевна Серебрякова дожила до 82-х лет, сорок из них прошли во Франции. Но там её уход из жизни остался почти незамеченным, ведь Зинаида Евгеньевна всегда оставалась истинно русской художницей.
Автопортрет, 1946
Все иллюстрации к рассказу взяты из интернета и
Фонда Зинаиды Серебряковой