Винсент Ван Гог. Портрет молодой девушки, 1888. Бумага, тростниковое перо тушью, карандаш. 33х25
Это произведение - единственный в российских собраниях рисунок Ван Гога и один из его лучших портретных листов. Графический портрет был исполнен Ван Гогом в 1888 году в Арле, на юге Франции. На московском листе Ван Гог запечатлел сидящую в тростниковом кресле неизвестную модель с веткой олеандра в левой руке. Портрет выполнен с помощью тростникового пера. Ван Гог сам резал такие перья из местных растений, произраставших в Арле. Широкие линии, оставленные этим материалом, позволили художнику довольно точно передать манеру исполнения живописного полотна, сохранив при этом характер работы кисти. Поступил в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина рисунок в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства. В отточенной калиграфичности рисунка ощущается скрытое напряжение.
Данный рисунок Ван Гога перекликается с живописным портретом, известным под названием "Мусме". Картина находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне (США).
Летом 1888 года Ван Гог в письме из Арля к своему брату Тео сообщает, что увлечённо работает над картиной "Мусме". Мусме - это японская танцовщица, персонаж романа Пьера Лоти "Госпожа Хризантема". Натурщицей художнику послужила двенадцатилетняя провансальская девочка "...с коричневыми глазами, чёрными волосами и бровями, серо-жёлтой кожей...". Наряд девушки - это сочетание современного и традиционного - яркие цвета юбки и пиджака южного региона Франции Арля. Наибольшее внимание Ван Гога сосредоточено на лице девушки: он придал ей цвет девушки из Арля, но с японскими чертами. Цветущий олеандр в руке девушки, как и девушка, находятся в расцвете жизни.
Винсент Ван Гог. Молодая японка, 1888. Холст, масло. 73,3х60,3см. Национальная галерея искусств, Вашингтон
В рисунке несколько изменены по сравнению с картиной, очертания юбки и положение левой руки модели: Ван Гог никогда не копировал механически свои композиции, но как бы заново воссоздавал их средствами графики. Этот рисунок был создан уже после завершения работы над портретом и отправлен художнику Эмилю Бернару. Подобным образом Ван Гог предоставлял возможность своему другу ознакомиться с сюжетом и композицией полотна, над которым работал. В надписи, идущей по правому краю листа, художник кратко описал колорит картины, восполнив, таким образом, отсутствие цвета в рисунке.