Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Константина Степановича Мельникова - выдающегося русского архитектора, ярчайшего представителя авангардной советской архитектуры. Он появился на свет 3 августа 1890 года в Москве, в Соломенной сторожке, в бараке для сторожей Тимирязевской академии и рабочих. Главный шедевр его творчества - дом-мастерская в Кривоарбатском переулке в Москве.
Жилой дом архитектора Мельникова хорошо известен многим по многочисленным публикациям в архитектурных изданиях и в интернете. Зодчий построил его для себя и своей семьи в 30-х годах прошлого века. С 2014 года дом Мельникова является филиалом Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Во дворе дома можно увидеть выставку "Открытый Мельников".
В 1928 году молодой архитектор Констаниин Мельников, уже привлекший к себе внимание оригинальными постройками, по специальному разрешению Моссовета возвёл в тихом арбатском переулке это небольшое, но уникальное сооружение в стиле конструктивизма. Вместо чертежей он принёс на утверждение комиссии собственноручно изготовленный макет: необычная конструкция из двух врезанных друг в друга на треть радиуса цилиндров выглядела довольно странно:
На макете дома было видно, как изрешечены стены окнами необычной формы. Такие шестиугольные проёмы в стенах образуются из-за сотовой структуры кладки.
Одна большая квартира раскинулась на 3 этажах. Самые большие комнаты в доме (по 50 кв. м) - гостиная и мастерская архитектора (впоследствии там всю жизнь работал его сын, художник Виктор Мельников), самая маленькая - рабочая комната хозяйки (4,5 кв. м). "Срезанный" цилиндр (южная часть здания) завершен плоской крышей с открытой террасой. Здание стоит так, что прохожий видит лишь один из двух цилиндров - либо со стороны переулка, либо со стороны двора.
Смелость и экономичность принятых архитектурных решений поражает и сегодня. А в 1936 году статья о работах Мельникова в газете "Правда" называлась "Какофония в архитектуре", а писали про дом так: "Самые мрачные фантазии Босха бледнеют перед творениями архитектора Мельникова".
Маленький участок не мешает увидеть удивительное сооружение в самых выгодных ракурсах.
По мнению Мельникова, цилиндрическая конструкция позволила сэкономить материалы, поскольку "площадь пола была окружена минимальным периметром стен". Ни одной тележки мусора не было вывезено со стройки: битым кирпичом и иным мусором закладывали ненужные проёмы в стенах.
В уличной экспозиции рассказывается о наследии архитектора, а также о личности зодчего, его семье и о том, какую роль дом в Кривоарбатском переулке сыграл в жизни Мельникова.
На одном из стендов представлены постройки и нереализованные проекты архитектора К.С. Мельникова.
Во дворе перед домом есть инсталляция из плакатов и кружок на дорожке с надписью "место для фотографирования". Если на него встать, то куски инсталляции собираются в одну картинку.
Почувствовать всю гениальность замысла архитектора в экономичности использования площади и объёма, а также удобства дома для жизни, наверное, можно только попав внутрь. Мельников интересовался исследованиями о сне и ставил эксперименты над своей семьёй. На втором этаже в спальне все кровати были поставлены в одну комнату.
Конструкция пространственной структуры деревянных перекрытий была запатентована автором как изобретение.
Дом работает не только как музей Константина Мельникова, но и как музей его сына - скульптора и художника Виктора Мельникова.
Главному шедевру Мельникова посвящено иллюстрированное издание Павла Кузнецова, выпущенное немецким издательством DOM Publishers на русском и английском языках. Книга называется "Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей". Автор с 2014 года руководит работой по созданию музея Константина и Виктора Мельниковых.
К памятной дате Музей Архитектуры подготовил программу мероприятий и новый выпуск "Дома Мельникова в деталях":
Click to view