Часто бывает так, что об упущенных возможностях узнаёшь, когда "поезд уже ушёл". Так и случилось после возвращения из сентябрьского путешествия по северным озёрам Италии - Гарда и Лаго-Маджоре. Совсем рядом со Стрезой, где мы жили, расположен другой курортный городок Вербания, а там есть Музей пейзажа, в котором хранятся более 300 работ ярчайшего скульптора-импрессиониста Паоло Трубецкого - русского итальянца.
Скульптор, портретист, анималист Паоло Трубецкой (1866- 1938). Фотография 1898 года
Музей пейзажа Палланцы, в настоящее время Музей пейзажа города Вербания (Museo del Paesaggio di Verbania) был основан в 1909 году пьемонтским меценатом Антонио Массарой (1878-1926), желавшим создать публичную художественную коллекцию, посвященную местному краю, с девизом "пейзаж Лаго-Маджоре как культурное достояние". С 1914 года и по настоящее время расположен в барочном особняке, палаццо Виани-Дуньяни.
Вот этого я, к сожалению, не знала, иначе бы обязательно побывала в этом музее. Тем более, что и ранее интересовалась историей знатного княжеского рода Трубецких, прослеживаемой аж с XIV века. С именем князей Трубецких связаны многие славные страницы истории России, и в том числе Смоленска. К настоящему времени Трубецкие разъехались по всему миру, фамилия Трубецких отметилась и в Италии. В Милане есть даже улица Паоло Трубецкого, есть улица Паоло Трубецкого в Вербании - здесь он родился, прожил большую часть жизни и скончался...
Жил скульптор несколько лет в России, Франции, США, путешествовал по Англии, Финляндии и другим странам. Систематического художественного образования так и не получил и отдал предпочтение свободной импровизации. Был Паоло Трубецкой большим оригиналом - как говорил сам, не прочёл ни одной книги в жизни, был убеждённым вегетарианцем. Наследие скульптора огромно и подробно описано в России и Италии. В России оно хранится в Русском музее в Петербурге и в Третьяковке в Москве, большая коллекция есть в частном московском Музее "Собрание".
Паоло Трубецкой. Детские головки, 1898. Гипс подкрашенный. ГТГ
Несомненно, что в первую очередь, он был великолепным портретистом и создал целую серию портретов представителей художественного мира, аристократии, Романовых, делал очень много заказных портретов. Начинал он работать в частных студиях в Милане (с 1884) и в собственной мастерской (с 1885). Был участником выставок в Италии, Франции, Америке, России; Всемирной в Париже (1900, Grand Prix), Международной в Дрездене (1901, золотая медаль).
В 1897 году Трубецкой получил приглашение от директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества преподавать скульптуру. Его согласие оказало большое влияние на формирование многих русских мастеров. Благодаря Трубецкому молодые московские скульпторы познакомились с новаторскими приемами импрессионизма. Это время впоследствии будет названо "московским периодом" творчества художника. Здесь он официально числился до 1906 года.
Мария Клавдиевна Тенишева позирует скульптору П. Трубецкому, 1898
В Москве и Петербурге его работы запечатлели писателя Льва Толстого, княгиню Марию Тенишеву, оперного певца Федора Шаляпина, великих князей Павла Александровича и Андрея Владимировича, государственного деятеля графа Сергея Витте. Трубецкой также работал над созданием памятников императорам Александру II и Александру III (установлен в 1909 на Знаменской площади; ныне - перед Мраморным дворцом). Статуя нравилась царской семье и вдове Александра III, одобрившей этот необычный образ.
Открытие памятника Александру III в Санкт-Петербурге, 1909
Вот только несколько работ скульптора из Музея "Собрание" Давида Якобашвили, расположенного на пересечении улицы Солянка с Яузским бульваром.
Скульптура Карузо создавалась в то время, когда оба художника, тенор и скульптор, находились на пике своей творческой карьеры. Премьера оперы состоялась 10 декабря 1910 года в театре "Метрополитен Опера" в Нью-Йорке. Дирижировал Артуро Тосканини, Карузо исполнял роль Дика Джонсона (Рамереса).
Энрико Карузо в роли Дика Джонсона в опере "Девушка с Запада" Дж. Пуччини. США, 1912. Бронза; литье, патинирование
Портрет Джорджа Бернарда Шоу. США, 1926 . Бронза; литьё, чеканка, патинирование
Трубецкой П.П. Баронесса Роберт де Ротшильд с собакой. Франция, Париж. 1911 г., Литейная фабрика К.Валсуани. Бронза; литье, патинирование
Аналогичный портрет Шаляпина в бронзе хранится в Государственном театральном Музее А.А. Бахрушина в Москве
Трубецкой П.П. Портрет Федора Ивановича Шаляпина. Россия, Санкт-Петербург, 1899-1900. Литейная мастерская Карла Робекки. Бронза; литье, патинирование
Модель конной статуи для памятника в Петербурге не была осуществлена.
Александр II. Франция, Париж. 1910. Литейная фабрика К.Валсуани. Бронза; литье, патинирование
Танцовщица Тамара Свирская. Франция, Париж. 1911 г. Литейная фабрика К.Валсуани. Бронза; литье, патинирование
Паоло Трубецкой более известен своими скульптурными произведениями, чем живописными. Между тем, в наследии мастера имеются портреты и жанровые работы, выполненные на бумаге или холсте маслом, пастелью, акварелью, карандашом.
Трубецкой П.П. День свадьбы. Франция, Париж. 1922. Холст; масло. 131 х 111 см
Но вернёмся на берега Лаго-Маджоре. Как же оказались Трубецкие в Вербании? История эта оказалась такой же занимательной, как и захватывающий роман...
Отец Паоло - русский князь Петр Петрович Трубецкой (1822-1892) был женат на своей двоюродной сестре, княгине Ваваре Юрьевне Трубецкой, у него было три дочери. В начале 1860-х годов князь был отправлен во Флоренцию с дипломатической миссией, которая включала в себя надзор за русской церковью.
Там он встретил красавицу американку Аду Винанс (1835-1917), пианистку и оперную певицу, совершенствующую своё пение во Флоренции. Ада была дочерью нью-йоркского бакалейщика Энтони Винанса. Петр влюбился в Аду, которая была на тринадцать лет моложе его, что вызвало большой скандал в России. В результате император Александр III запретил Трубецкому возвращаться на родину.
Американская оперная певица Ада Винанс. Даниэле Ранцони. Портрет князя Пётра Петровича Трубецкого, 1873. Коллекция Луиджи Трубецкова
Трубецкому пришлось уйти с дипломатической службы. Несколько лет Ада продолжала выступать в качестве оперной певицы в Италии и Испании.
Так официально и не поженившись, пара уехала на север Италии, где приобрела прекрасное имение на берегу Лаго-Маджоре в Палланце. Но сначала они жили под фамилией Шталь, их родившиеся в Палланце сыновья тоже были зарегистрированы под этой фамилией.
Палланца - это красивейший курортный район Вербании с великолепным променадом и видом на озеро.
Получив наконец в 1870 году развод, князь вернул себе фамилию Трубецкой и оформил брак с Адой, а его незаконнорожденные дети стали князьями. И князь Петр Трубецкой предался своим любимым увлечениям - ботанике и воспитанию детей. Ада живо интересовалась музыкой, живописью, скульптурой, литературой. Благодаря ей в доме Трубецких царила художественная атмосфера.
Paolo Troubetzkoy. Portrait of his mother, 1912. Verbania-Pallanza, Italy.
К 1867 году вилла на побережье озера Маджоре превратилась в настоящий ботанический сад. На территории был построен дом в стиле русских дач, который князь назвал "вилла Ада" и где прожил вплоть до 1884 года, пока финансовые трудности не вынудили его продать дом.
Семейное фото на вилле Ада. Палланца, Музей пейзажа, фотоархив
Благодаря ботаническим изысканиям П.П. Трубецкого вилла Ада прославилась своей флорой, призванной напоминать русскую. Князь устроил там же и оранжерею для камелий (более 400 видов).
Большая оранжерея Виллы Ада. Древние камелии. Парки и сады озера Маджоре, Вербания. Alberti Librario Editore, 2011.
На картине, нарисованной художником Ранцони, слева видна часть крыши дома, где он работал, и американские растения, выращенные на вилле.
Даниэле Ранцони.Шале виллы Ада на озере Маджоре, 1871, частная коллекция.
Первые художественные уроки трём сыновьям князя Петра Петровича Трубецкого - братьям Пьеру, Паоло и Луиджи, давал миланский художник Даниэле Ранцони, который жил на их вилле. Паоло и Пьер стали прекрасными художниками, а Луиджи - инженером.
Даниэле Ранцони. Мальчики Трубецкие с собакой, 1874, Милан, Галерея Современного Искусства, Паоло слева - десять лет, Пьер, в центре, - восемь, и Луиджи, самый маленький, - семь
Но это не было последним любовным похождением Петра Петровича в Италии. Расставшись с Адой, он женился на гувернантке своих детей Марианне Хан и уехал с ней на Лазурный берег. После его смерти их общий сын тоже стал князем Трубецким, правда с приставкой Хан. Он был известным архитектором в Милане, строил в стиле либерти. Их потомки сейчас живут в Италии и стали хранителями наследия итальянских Трубецких.
А Паоло Трубецкой познакомился со своей будущей женой шведкой Элин Сундстрём во время плавания по Балтийскому морю. История имела зеркальный характер по сравнению с любовной историей отца. В Швеции у Элин был муж и ребёнок, но она, влюбившись в Паоло Трубецкого - обаятельного итальянца, князя, скульптора, бросила всё и больше не вернулась в Швецию.
Повенчались они в лютеранской церкви Петербурга. В день венчания в этой же церкви был крещён их только что родившийся сынишка - Пьер Трубецкой. Элин надолго стала музой скульптора, она очень много помогала своему богемному мужу, вела все его дела.
Портрет княгини Элин Трубецкой. Франция, Париж. 1911
Вот одна из работ скульптора Паоло Трубецкого "Мать и дитя", где изображена его жена Элин и единственный сын, умерший в Париже в возрасте двух лет. Потомков у скульптора больше не было, и эта линия пресеклась.
Паоло Трубецкой. Мать и дитя, 1908
После смерти Элин он женился вторично на англичанке, которая уже на следующий день после свадьбы заявила, что больше не желает его видеть и выставила из дома. Тем не менее авантюристка осталась княгиней Трубецкой и наследницей Паоло. Правда, после его смерти она всё же передала содержимое его мастерской в музей Вербании.
Последние годы жизни два брата Трубецких - Паоло и Луиджи, провели вместе всё там же, на берегу Лаго-Маджоре, купив небольшой домик Ка-Бьянка - Белый дом, где в 1938 году Паоло Трубецкой и скончался. Луиджи стал его душеприказчиком, и не только. У скульптора была любимая натурщица, на которой после смерти брата Луиджи женился.
Дом Трубецкого Ка-Бьанка. Фото Михаила Талалая
Вот такие истории разворачивались на берегах изумительного Лаго-Маджоре. Эх, если бы я знала это раньше, обязательно побывала бы в музее Трубецкого!.
Источники информации:
Паоло Трубецкой:скульптура и генеалогия. К 150-летию со дня рождения. Москва, «Старая Басманная», 2016. Редактор-составитель М.Г. Талалай.