Страстная пятница в произведениях Босха

Apr 17, 2020 11:15



Иероним Босх . Христос перед народом ("Се Человек"), 1500. Дерево, масло, темпера. 75 х 61 Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!
На картине Иеронима Босха (1450-1516) Христос выведен на каменный помост перед народом. Позади него Понтий Пилат, изо рта которого исходит надпись: Ecce Homo (Се человек). От толпы, беснующейся у помоста, исходит другая надпись: Crucifige eu (Распни его). На щите воина в толпе - ящерица, на знамени в глубине - полумесяц, символы неверия и ереси. На каменной кладке помоста надпись: Спаси нас, Христос-искупитель. Рентгеновские исследования картины показали, что раньше в левом нижнем углу находилось изображение донатора, записанное в старину. Эти слова как бы исходили из его уст и означали славословие Христу. Картина поступила в Штеделевский институт в 1917 году из собрания Р. фон Кауфмана в Берлине.

В последние годы Иероним Босх стал одним из самых популярных и загадочных художников прошлого. О нём написаны сотни статей, множество книг, проведены многочисленные исследования его произведений. Ни один художник не воспринимался и не толковался столь по-разному. Его работы связывали и с алхимией, и с астрологией, объясняли фантастические образы художника расстройством психики или галлюцинациями. Некоторые искусствоведы видят в нём предшественника современного сюрреализма. Босх рисуется то правоверным католиком, то еретиком. А сейчас его картины кажутся всё более актуальными. Вот несколько произведения Иеронима Босха на тему дня...



Иероним Босх. Увенчание терновым венцом. 1508-1509. Доска, масло. 73 × 59 см. Национальная галерея. Лондон

Физиономии окруживших Христа тюремщиков, возможно, воплощают четыре основных человеческих темперамента: так, персонажи у верхнего края изображения - это флегматик и меланхолик, те, что представлены внизу, - сангвиник и холерик. Очевидно их резкое отличие от просветлённого лика Христа, полного смиренного приятия боли и страданий.
К этому библейскому сюжету Босх обращался как минимум дважды. Вторая работа Босха с таким же названием хранится в монастыре Сан-Лоренсо в Эскориале. По сравнению с лондонской версией здесь больше яростной динамики и психологического разнообразия в изображении гонителей Христа. Некоторые исследователи предполагают, что благообразный господин в зеленом халате с разочарованно опущенными уголками рта (второй слева) может быть автопортретом художника.



Иероним Босх. Увенчание терновым венцом. Около 1510. Монастырь Сан-Лоренсо. Эскориал

"Несение креста" - одна из трёх картин Иеронима Босха с одинаковым названием. Две другие работы находятся в Генте и Вене. Весь первый план занимает фигура Христа. Престарелый Симон Киринеянин в белых одеждах (возможно, скрытый портрет донатора) пытается приподнять, чтобы облегчить ношу Христа. Уродливые лица палачей, поднимаясь плавными ярусами, занимают весь левый край картины. В отдалении на руки апостола Иоанна оседает сражённая горем Мария.



Иероним Босх. Несение креста. Ок. 1505. Королевский дворец. Мадрид

Из трёх "Несений креста" венское считается самым ранним.



Иероним Босх. Несение креста. 1480-1490. Дерево, масло. 57.2×32 см. Музей истории искусств. Вена

Самое трагичное и более позднее произведение художника, в центре которого Христос, несущий крест, окружён стражей. В левом нижнем углу святая Вероника с платом, на котором отпечатался лик Христа, умоляюще смотрящего на нас. Только Христос и Вероника на картине с закрытыми глазами. В правом верхнем углу - монах, уговаривающий раскаяться замученного и готового раскаяться разбойника, которого должны распять вместе с Христом. Слева разбойника понукает фарисей. В правом нижнем углу - другой разбойник злобно смотрит на своих мучителей. Некоторые исследователи трактуют это произведение как кошмарный сон-предвидение Спасителя о судьбах человечества, сочетающий ужасное и комическое. Эта картина поступила в гентский музей в 1902 году.



Иероним Босх. Несение креста, 1515-1516. Доска, масло. 83,5 × 76,5 см. Музей изящных искусств, Гент

И одно из самых ранних известных произведений Иеронима Босха. В нём художник следовал уже существовавшим образцам подобных картин, восходящих к типу композиций, распространённых в Северной Европе с начала XV века. Традиционно изображаемому на заднем плане Иерусалиму Босх придал уютный облик обычного нидерландского городка, может быть, это его родной Хертогенбос. Костюм заказчика напоминает модный в XV веке двухцветный наряд.



Иероним Босх. Распятие с донатором. 1480-1485. Дерево, масло. 73,5х61,3. Королевские музеи изящных искусств. Брюссель

босх, живопись, культура, пасха

Previous post Next post
Up