Пизанский мастер. Мадонна с младенцем на троне, около 1280. Дерево, темпера, позолота. 173×84. ГМИИ имени А.С.Пушкина
В залах византийского искусства Пушкинского музея есть одна чудесная икона "Мадонна с младенцем на троне". История её оказалась удивительным образом связана с храмом Святого Духа в Талашкине. В XIX веке эта икона принадлежала князьям Галицким, затем - князьям Осовецким, а в 1907 году её приобрела княгиня Мария Клавдиевна Тенишева для церкви в Талашкине.
После революционных беспорядков, грабежей и пожаров 1905 года, которые захватили и Смоленщину, Тенишева передала икону для сохранности в Историко-этнографический музей Смоленска. В 1925 году икона оказалась уже в Москве в Пушкинском музее. Икона представляет собой церковный алтарный образ на доске грецкого ореха. Тип сидящей на троне Одигитрии восходит к византийской традиции и получил широкое распространение в итальянской живописи XIII века, периода между готикой и Византией. Трон Мадонны уподоблен архитектурному сооружению и символизирует Церковь. Нимб вокруг головы Мадонны обозначен рельефом.
В московской иконе специалисты отмечают редкую форму трона в виде лиры с накинутым на него покрывалом. Такая форма встречается, в частности, в двух известных иконах Коппо ди Марковальдо, в так называемой Мадонне дель Бордоне 1261 года из церкви деи Серви в Сиене (левая) и в Одигитрии из церкви в Орвието (в центре). Этот мотив появился ещё в XI веке во фресках каппадокийских церквей. Изображенный рельефом нимб также встречается в работах флорентийца Коппо ди Марковальдо. Полуфигурные изображения ангелов характерны для живописи Сиены и Пизы, в отличие от Флоренции, где ангелы, как правило, изображались в рост.
Коппо ди Марковальдо. Мадонна дель Бордоне в церкви Санта Мария дей Серви в Сиене, 1261.
Мадонна с младенцем в церкви Сан Мартино деи Серви, Орвието, около 1265 г. .
Пизанский мастер. Мадонна с младенцем на троне, около 1280.
Церковь во имя Святого Духа в неорусском стиле была построена в имении княгини под Смоленском в начале XX века. Посвящена она была не Сошествию Святого Духа, а самому Святому Духу. Считается, что она стала первой в России, имеющей подобное посвящение.
Я уже рассказывала о княгине Тенишевой, о сельской школе, которую она открыла и в которой обучали крестьянских детей не только грамоте, но и прикладным народным промыслам, о храме Святого Духа :
Талашкино и Флёново ,
Сельская школа княгини Тенишевой ,
Теремок во Флёнове .
Фотография сделана в 2015 году
Расписать церковь княгиня предложила своему близкому другу - художнику Николаю Константиновичу Рериху. Рерих изобразил в алтарной композиции строгую Царицу Небесную в традициях именно византийской иконографии.
Н. К. Рерих с сыновьями во время работы в Храме Святого Духа в Талашкине. Фотография, 1914. Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, США. Царица Небесная. Эскиз для росписи церкви в «Талашкино»,
фото Также Рерих выполнил для храма смальтовую мозаику "Спас Нерукотворный". Храм Святого Духа не был освящен из-за начала Первой мировой войны, а затем Октябрьской революции, которая вынудила М.К. Тенишеву эмигрировать в Париж. Прошли десятилетия, и вот только в 2012 году была начата новая реставрация храма Святого Духа, а к 2018 году завершился первый ее этап - отреставрирована мозаика входа и стены храма. Реставраторы сохранили оставшиеся росписи и намерены восстановить их по фотографиям и подлинникам эскизов, выполненных художником, которые находятся в Библиотеке Конгресса США. Предполагается в будущем осуществить восстановление росписей Н.К. Рериха и полностью закончить реставрацию храма.
Фотография сделана в 2015 году