Продолжим знакомство с голландцами в будапештском музее. Золотой век голландской живописи представлен многими произведениями различных жанров, в том числе портретами. Перед входом в один из залов видим два симметрично висящих портрета: справа - "Женский портрет" (1650) голландского художника, родившегося в Англии, Корнелиса Янсенса ван Кёлена (1593-1661), слева "Портрет мужчины" (1648), Бартоломеуса ван дер Гельста или Хелста, нидерландского живописца и гравёра (1613-1670). А в зале моё внимание привлекают два других портрета. О них - подробнее.
1. В коллекции музея представлен выдающийся голландский художник XVII века Франс Хальс, один из самых замечательных портретистов своего времени. С самого начала художник специализировался на портретной и жанровой живописи, и в портрете он достиг самых высоких результатов. Его художественная школа стала одной из ведущих, а портреты - главным жанром живописи в Голландии. Голландские бюргеры, торговцы, моряки, капитаны, учёные и церковные деятели заказывали для семьи или корпорации свои портреты, на которых люди изображались в одиночку, парами или группами. Франс Хальс был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Наверное, это способствовало тому, что портретируемый чувствовал себя свободно и раскованно. По-видимому, это отражалось и на портретах изображаемых им людей. Художник разрушил сложившиеся до него каноны портрета. Его интересовал человек со своими чувствами, интеллектом, эмоциями. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром.
2. Благодаря офорту Рембранта удалось установить, что мужчина с весёлым взглядом на будапештском портрете - голландский художник Ян Асселейн. Немного об этом художнике: Ян Асселейн, прозванный Крабье, (1610- 1652) - голландский живописец Золотого века. Он много путешествовал по Франции и Италии. Особенно отличился в ландшафтной живописи и живописи животного мира, хотя его историческими трудами и батальными сценами также восхищались.
Рембрандт Харменс ван Рейн, 1606-1669. Портрет Яна Асселейна
3. Будапештский портрет Яна Асселейна происходит из собрания Эстерхази.
Франс Хальс, 1580/81-1666. Портрет художника Яна Асселейна
4. Одна из картин Яна Асселейна, на которой изображен защищающий свое гнездо лебедь, "Лебединая угроза ", стала символом национального голландского сопротивления, хотя и истинный замысел художника в этой работе неизвестен. Она считается самой известной работой Асселейна.
Ян Асселейн, 1610-1652. Фрагмент картины "Лебединая угроза".
5. Художник Антонис Ван Дейк, сын зажиточного торговца шелками, в девятнадцатилетнем возрасте был уже мастером. И не просто мастером, а самым выдающимся и талантливым помощником Рубенса. Когда ему было чуть более 20 лет, он побывал в Италии. Вернувшись в свой родной город Антверпен, он стал одним из самых популярных художников в среде зажиточных бюргеров. Он писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, но всё-таки его умение изображать человека наиболее полно выразилось в жанре портрета. Именно портреты создали славу его искусству. В творчестве Ван Дейка можно найти все виды портретного жанра: парадные портреты, семейные, групповые, в полный рост, погрудные, этюды голов. "Евангелист Иоанн" - замечательный образец портретов Ван Дейка. Изображенного на портрете молодого мужчину в красном плаще и с кубком в руке художник писал несколько раз.
6. На будапештском погрудном портрете он выступает как евангелист Иоанн. По-видимому, эта работа, датируемая началом двадцатых годов XVII века, входила в серию изображений апостолов из венской и ганноверской картинных галерей. В картине чувствуется несомненное влияние его наставника - Рубенса.
Антонис ван Дейк, 1599-1641. Евангелист Иоанн
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, самый молодой из апостолов, был юношей с чистым, простым сердцем. Он принадлежал к числу трёх ближайших учеников Христа.