Начну с конца: одного дня на знакомство с этим северо-итальянским городом катастрофически мало. Особенно, если есть желание посетить художественные и исторические музеи Брешии. У нас же после Пинакотеки оставалось только полдня, да ещё были серьёзные намерения отведать что-нибудь из брешианских фирменных блюд. Ну, сколько успели - столько успели...
1. А ведь этот город сохранил приметы древнеримской планировки, а главное - остатки римских общественных сооружений. По богатству древнеримских памятников Брешиа не имеет себе равных в Северной Италии. И если в Риме форум не удивляет, ведь все к нему привыкли, то в Брешии римские руины выглядят как-то неожиданно и внушительно. Хотя чему тут удивляться, если Брешиа имеет трёхтысячелетнюю историю. Вот мы и направились в сторону Пьяцца-дель-Форо.
2. Первое, что мы увидели по дороге, были мощные колонны среди более поздней кирпичной кладки и остатки древнеримского водопровода.
3. На табличке поясняется, что здесь когда-то стояла древнеримская базилика.
4. Удивительно, что и вода ещё течёт.
5.
6. Пьяцца дель Форо была религиозным и гражданским центром античной Бриксии, предшественницы современной Брешии. Раскопки, начатые в 1823-1826 годах и потом многократно возобновлявшиеся, выявили остатки целого комплекса сооружений времен императора Веспасиана (вторая половина I века). На самой высокой стороне форума возвышается Капитолийский холм с фрагментами разрушенного храма. Площадь форума пересекает тракт Декуманус Массимо, сейчас Виа-дей-Музеи. Слева от развалин Капитолия находится Палаццо Мартиненго XVII века. Сейчас здесь располагается университет Брешии и выставочные залы.
7. Если обернуться, то открывается вид вниз на всю эту площадь.
8. Руины представляют собой форум с остатками капитолийского храма, лестницей, колоннами портика и тремя мощными воротами. Храм, посвящённый Минерве, Зевсу и Юноне, стоял на месте более древнего римского сооружения, построенного, вероятно, в VII веке до н.э. Размеры грандиозного храма можно представить, глядя на фрагмент портала с колоннами.
9. На портике частично сохранилась надпись, восславляющая Веспасиана - римского императора в 69-79 годах, основателя династии Флавиев. Он стал первым правителем Рима, не принадлежавшим к аристократии: был внуком крестьянина и сыном всадника. Хотя правил он недолго, его приход к власти положил конец гражданской войне.
10. Комплекс был частично реконструирован в 1936-1938 годах с использованием античных камней, что позволило воссоздать колонны коринфского ордера.
11. Территория археологической зоны довольно большая. Капитолий - это часть исторического музея Святой Джулии. Вход в музей платный и по сеансам, а наземные сооружения можно посмотреть бесплатно.
12.
13. Следы античности можно увидеть и рядом во дворах
14.
15. Улица Музеев входит в зону древнеримского города.
16. На перекрестке с этой улицей находится церковь XVIII века Сан-Дзено-аль-Форо (святого Зено на форуме), возведённая на руинах римского форума, но впервые она упоминается уже в XII веке. Сан-Дзено - восьмой епископ Вероны во второй половине IV века, почитается за его деятельность по евангелизации и, прежде всего, как покровитель рыбаков.
17. Перед входом в церковь - небольшой элегантный церковный двор, огороженный железными воротами с мраморными колоннами, украшенными путти и парами витых дельфинов.
18. В период барокко церковь претерпела радикальную реконструкцию по указанию приходского священника Джованни Пьетро Дольфина, знатного венецианского патриция.
19. Церковь была закрыта, кругом ни души - так что внутрь попасть не удалось.
20. Палаццо Мартиненго имеет два фасада - один фасад выходит на площадь, а другой, с пышным порталом, украшенным орлами, на Виа-дей-Музеи.
21. Во время археологических раскопок под палаццо тоже нашли остатки древнеримских строений.
22. Во дворике палаццо на древних стенах - современная эффектная инсталляция в духе Пита Мондриана. Демонстрация идеи, как шедевры XX века могут стать источником вдохновения для создания современных инсталляций.
23. В центре установлена скульптурная композиция - спрут топит корабль.
24.
25.
26. И ещё один интересный дворик на улице музеев, к сожалению закрытый.
27. Фреску под входной аркой и скульптуры во дворе фотографировали через решётку.
28.
29.
30.
31. И мы выходим за территорию древнеримского города.