Улица Дель Санто вывела нас на широкую площадь с огромной базиликой Дель Санто - здесь своя жизнь, своё течение времени. Сюда направляются паломники, ведь Антоний - один из самых почитаемых святых католической церкви, и любители искусства, чтобы увидеть шедевры итальянского ренессанса - скульптуры главного алтаря и памятник на площади, созданные Донателло.
По одну сторону площади - историческая застройка XVIII века, другую сторону замыкают небольшие здания капелл. Над площадью высится грандиозная базилика, на её крыше теснятся огромные купола на массивных барабанах. Монументальный фасад в нижней части расчленён мощными глухими арками. Базилика предстаёт как величественное здание с различными стилистическими элементами - от византийских куполов до романского фасада со взметнувшимися ввысь колокольнями.
Фасад в верхней части декорирован лёгкими галереями, аркадами, балюстрадой и небольшим окном-розой. В узких промежутках между куполами и в восточной части базилики поднялись башни-кампанилы, напоминающие восточные минареты.
Капеллы, выходящие на площадь, - часть большого комплекса зданий, связанных с базиликой и принадлежащих францисканцам. Они построены в разное время и различны по стилю. Ближняя к базилике - позднероманская Ораторио ди Сан Джорджо (видна на фото выше), относится к концу XIV века, вторая - Скуола ди Сан Антонио, завершена в 1505 году.
Боковой фасад базилики выглядит очень художественно и цельно благодаря красивому ритму узких окон, контрофорсам, капелле трансепта.
Святой Антоний Падуанский (1195-1231), мирское имя Фернандо де Буйон, родился в Лиссабоне 15 августа 1195 года в семье знатного лиссабонского рыцаря. Мальчик рос живым и непоседливым, и отец не сомневался, что он пойдёт по его стопам. Но в юном возрасте Фернандо принял решение стать монахом. В 1220 году он был рукоположен в священники и под впечатлением мученической смерти миссионеров, проповедовавших среди мусульман в Марокко, вступил в Орден францисканцев. После миссионерского путешествия в Северную Африку, которое Антоний вынужден был прервать из-за тяжелой болезни, он отправился в Италию, где вскоре раскрылся его талант проповедника. Глубокое знание библейских текстов, красноречие и умение привлечь внимание слушателей собирали на его проповеди множество народа. Антоний лично получил благословение от Франциска Ассизского, преподавал в Болонском университете.
Последние два года жизни Антоний провел в Падуе. Канонизирован Папой Григорием IX через год после кончины и сразу приступили к строительству базилики. К святому Антонию стали обращаться как к помощнику в обретении утраченных ценностей и как к чудотворцу. В 1263 году его мощи были перенесены в базилику.
Над алтарём базилики работал Донателло. В первоначальном виде алтарь не сохранился, а в современной реконструкции под распятием на высоком постаменте стоит статуя Мадонны с младенцем в окружении предстоящих святых. Реконструированный алтарь поставлен так, что почти не виден, а фотографировать в базилике не разрешается.
Хорошо, что слепки алтаря собора Святого Антония есть в Пушкинском музее - спасибо Ивану Владимировичу Цветаеву, создателю Музея изящных искусств.
На постаменте алтаря помещены бронзовые барельефы, повествующие о чудесах святого Антония: Антоний исцеляет юношу, отрубившего себе ногу в раскаянии за зло, причиненное матери.
Исцеление гневного сына.
Источник У скупца вместо сердца оказался камень, а сердце, по предсказанию Антония, было найдено в его ларе.
Чудо с сердцем скупого.
Источник Еретик не поверил чуду превращения хлеба в тело Христово, но Антоний заставил осла преклониться перед Таинством.
Чудо с ослом
Источник Новорожденный младенец чудом заговорил, чтобы оправдать свою оклеветанную мать.
Чудо с говорящим младенцем.
Источник Полихромный каменный рельеф погребения Христа.
Источник Бронзовый барельеф Христа.
Источник В углу площади высится ничем не связанный с архитектурой церкви памятник кондотьеру Эразмо да Нарни (1370-1443) по прозвищу Гаттамелата. Считается, что со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Высокий мраморный постамент почти лишён украшений, только в верхней части ангелы держат щит и доспехи, а с двух сторон расположены мраморные двери.
Что это за личность, ставшая такой знаменитой? Исторически кондотьер приобрёл знаменитость не столько благодаря личным заслугам, сколько благодаря Донателло. Памятник был заказан вдовой кондотьера и установлен в 1453 году. Вот так Святой Антоний и наёмник Гаттемалата оказались в Падуе рядом на века. Всё же это удивительно - оба покоятся в базилике.
Прозванный за смелость и коварство Гаттамелатой (пестрой кошкой - гепардом) Эразмо ди Нарни родился в Падуе в семье булочника. Военную карьеру он начинал солдатом. Состоял на службе у пап, Флоренции, Венеции, был правителем Падуи.
Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы.
И ещё раз скажем спасибо Ивану Владимировичу Цветаеву - подробно рассмотреть статую Гаттемалаты можно в Пушкинском музее. Короткая туника, облегающий торс колет, босые ноги в сандалиях и открытая голова воссозданы скульптором с археологической точностью. Уверенно рука сжимает маршальский жест, волевое и спокойное лицо, поза исполнена сдерживаемой энергии и достоинства.
Клуатры и музей