Шедевры Донателло, Святой Антоний и Гаттамелата

Aug 07, 2019 18:04



Улица Дель Санто вывела нас на широкую площадь с огромной базиликой Дель Санто - здесь своя жизнь, своё течение времени. Сюда направляются паломники, ведь Антоний - один из самых почитаемых святых католической церкви, и любители искусства, чтобы увидеть шедевры итальянского ренессанса - скульптуры главного алтаря и памятник на площади, созданные Донателло.

По одну сторону площади - историческая застройка XVIII века, другую сторону замыкают небольшие здания капелл. Над площадью высится грандиозная базилика, на её крыше теснятся огромные купола на массивных барабанах. Монументальный фасад в нижней части расчленён мощными глухими арками. Базилика предстаёт как величественное здание с различными стилистическими элементами - от византийских куполов до романского фасада со взметнувшимися ввысь колокольнями.



Фасад в верхней части декорирован лёгкими галереями, аркадами, балюстрадой и небольшим окном-розой. В узких промежутках между куполами и в восточной части базилики поднялись башни-кампанилы, напоминающие восточные минареты.



Капеллы, выходящие на площадь, - часть большого комплекса зданий, связанных с базиликой и принадлежащих францисканцам. Они построены в разное время и различны по стилю. Ближняя к базилике - позднероманская Ораторио ди Сан Джорджо (видна на фото выше), относится к концу XIV века, вторая - Скуола ди Сан Антонио, завершена в 1505 году.



Боковой фасад базилики выглядит очень художественно и цельно благодаря красивому ритму узких окон, контрофорсам, капелле трансепта.



Святой Антоний Падуанский (1195-1231), мирское имя Фернандо де Буйон, родился в Лиссабоне 15 августа 1195 года в семье знатного лиссабонского рыцаря. Мальчик рос живым и непоседливым, и отец не сомневался, что он пойдёт по его стопам. Но в юном возрасте Фернандо принял решение стать монахом. В 1220 году он был рукоположен в священники и под впечатлением мученической смерти миссионеров, проповедовавших среди мусульман в Марокко, вступил в Орден францисканцев. После миссионерского путешествия в Северную Африку, которое Антоний вынужден был прервать из-за тяжелой болезни, он отправился в Италию, где вскоре раскрылся его талант проповедника. Глубокое знание библейских текстов, красноречие и умение привлечь внимание слушателей собирали на его проповеди множество народа. Антоний лично получил благословение от Франциска Ассизского, преподавал в Болонском университете.



Последние два года жизни Антоний провел в Падуе. Канонизирован Папой Григорием IX через год после кончины и сразу приступили к строительству базилики. К святому Антонию стали обращаться как к помощнику в обретении утраченных ценностей и как к чудотворцу. В 1263 году его мощи были перенесены в базилику.



Над алтарём базилики работал Донателло. В первоначальном виде алтарь не сохранился, а в современной реконструкции под распятием на высоком постаменте стоит статуя Мадонны с младенцем в окружении предстоящих святых. Реконструированный алтарь поставлен так, что почти не виден, а фотографировать в базилике не разрешается.



Хорошо, что слепки алтаря собора Святого Антония есть в Пушкинском музее - спасибо Ивану Владимировичу Цветаеву, создателю Музея изящных искусств.



На постаменте алтаря помещены бронзовые барельефы, повествующие о чудесах святого Антония: Антоний исцеляет юношу, отрубившего себе ногу в раскаянии за зло, причиненное матери.



Исцеление гневного сына. Источник

У скупца вместо сердца оказался камень, а сердце, по предсказанию Антония, было найдено в его ларе.



Чудо с сердцем скупого. Источник

Еретик не поверил чуду превращения хлеба в тело Христово, но Антоний заставил осла преклониться перед Таинством.



Чудо с ослом Источник

Новорожденный младенец чудом заговорил, чтобы оправдать свою оклеветанную мать.



Чудо с говорящим младенцем. Источник



Полихромный каменный рельеф погребения Христа. Источник



Бронзовый барельеф Христа. Источник

В углу площади высится ничем не связанный с архитектурой церкви памятник кондотьеру Эразмо да Нарни (1370-1443) по прозвищу Гаттамелата. Считается, что со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Высокий мраморный постамент почти лишён украшений, только в верхней части ангелы держат щит и доспехи, а с двух сторон расположены мраморные двери.



Что это за личность, ставшая такой знаменитой? Исторически кондотьер приобрёл знаменитость не столько благодаря личным заслугам, сколько благодаря Донателло. Памятник был заказан вдовой кондотьера и установлен в 1453 году. Вот так Святой Антоний и наёмник Гаттемалата оказались в Падуе рядом на века. Всё же это удивительно - оба покоятся в базилике.



Прозванный за смелость и коварство Гаттамелатой (пестрой кошкой - гепардом) Эразмо ди Нарни родился в Падуе в семье булочника. Военную карьеру он начинал солдатом. Состоял на службе у пап, Флоренции, Венеции, был правителем Падуи.



Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы.



И ещё раз скажем спасибо Ивану Владимировичу Цветаеву - подробно рассмотреть статую Гаттемалаты можно в Пушкинском музее. Короткая туника, облегающий торс колет, босые ноги в сандалиях и открытая голова воссозданы скульптором с археологической точностью. Уверенно рука сжимает маршальский жест, волевое и спокойное лицо, поза исполнена сдерживаемой энергии и достоинства.

















Клуатры и музей 

базилика Дель Санто, Падуя, Италия, Донателло, музей изобразительных искусств

Previous post Next post
Up