Моллер Федор (Отто Фридрих Теодор) Антонович. (1812, Кронштадт - 1874, Петербург). Семейный портрет графов Чернышевых-Кругликовых. Италия, Рим. Около 1847 г. Куплен в 1961г. у В.В. Черткова, сына В.Г. Черткова, друга Л.Н. Толстого.
На выставке всего несколько семейных портретов, один их них написан Фёдором Антоновичем Моллером. Он был сыном морского министра и готовился к военно-морской карьере. Офицер, воспитанник Морского кадетского корпуса, он посещал занятия в Академии художеств, где вскоре стал любимым учеником Карла Брюллова. Для совершенствования своего художественного мастерства он уезжает в Италию, там особенно сближается с Гоголем и пишет его портреты. Вернувшись, создает картины на библейские и исторические сюжеты для Большого Кремлевского дворца в Москве, Исаакиевского собора в Петербурге. Преподавал, был академиком и профессором Императорской академии художеств.
На самом замечательном семейном портрете выставки изображены супруги - полковник в отставке, участник войны с Наполеоном, камергер, тайный советник, шталмейстер Двора, родоначальник рода графов Чернышевых-Кругликовых Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов; его жена - сестра декабриста З.Г. Чернышева графиня Софья Григорьевна Чернышева; их дочери-близнецы - графини Елизавета Ивановна, в замужестве Черткова, и Александра Ивановна, в замужестве Пашкова; их сыновья - графы Ипполит Иванович и Евгений Иванович.
Семейный портрет графов Чернышевых-Кругликовых вместе с помещенными в раме четырьмя овальными портретами (правый портрет "Нонушки" Софьи Никитичны Муравьевой, племянницы Софьи Григорьевны, а левые портреты - это дочери декабриста В. Давыдова, Екатерина и Елизавета, которых Софья Григорьевна взяла на воспитание, и автопортрет самого Моллера) по смыслу представляет семейный алтарь. Вскоре супруги Чернышевы-Кругликовы ушли из жизни, а портрет сохранился в семье Чертковых до поступления в музей.
Моллер Федор (Отто Фридрих Теодор) Антонович. (1812, Кронштадт - 1874, Петербург). Семейный портрет графов Чернышевых-Кругликовых. Италия, Рим. Фрагмент
И ещё один семейный портрет - князей Чернышевых-Барятинских. В первой половине XIX века в великосветском обиходе присутствовал феномен англомании. В аристократической среде в качестве модели для подражания был избран британский стиль и образ жизни, отодвинув ранее преобладавший французский. Становится модным заказывать портреты британским художникам.
Среди художников-викторианцев, получавших заказы русской аристократии на семейные портреты, был оригинальный и умелый стилизатор Генри Эндрюс, который специализировался на создании жанровых сцен, картин на охотничьи сюжеты в духе Антуана Ватто, а также получил известность как автор группового портрета королевского семейства - королевы Виктории и принца Альберта с детьми. О его пребывании в России ничего не известно. Вероятными русскими заказчиками портретов были представители двух известных англоманских семейств - светлейший князь Александр Иванович Чернышев или князь Владимир Иванович Барятинский, о чем свидетельствует событийная канва и бытование портретов.
На картине изображен редкий для аристократического портрета сюжет - помолвка двадцатилетней Елизаветы Александровны Чернышевой и бывшего адъютанта светлейшего князя А.И. Чернышева Владимира Барятинского (свадьба состоялась 11 октября 1846 года). Эндрюс придал церемонии не только куртуазный, но и поэтический характер в духе чувствительных английских романов. Не будучи в России и не имея возможности видеть своих персонажей, он использовал в качестве образцов их портреты, выполненные в графической технике - гравюре или миниатюре. Пространство гостиной, в которой изображены участники события, не более чем декорация, где художник эскизно обозначил лишь детали - высокие окна с тяжелыми портьерами, междуоконное зеркало, напольные канделябры, цветочные букеты и комнатные растения в вазах. Здесь есть и компактное пианино английского производства, бытовавшее в дворянских интерьерах николаевского времени.
Эндрюс Генри (?-1868). Семейный портрет светлейших князей Чернышевых-Барятинских. Великобритания, 1846
Изображена помолвка светлейшей княжны Елизаветы Александровны Чернышевой (1826-1902) и бывшего адъютанта светлейшего князя Александра Ивановича Чернышева (1786-1857) князя Владимира Ивановича Барятинского (1817-1875), впоследствии обер-шталмейстера высочайшего двора (1866), генерал-лейтенанта. Поступил в 1924 г. из Государственного музейного фонда
Следующий портрет поступил в коллекцию Исторического музея в 1961 году из Библиотеки им. В.Л. Ленина, ранее находился в Московском публичном и Румянцевском музеях, до этого - в имении Шаховских Белая Колпь Волоколамского уезда Московской губернии.
Изображены (слева направо): Михаил Казимирович Голынский (1775-1830), его жена Мария Михайловна Голынская (1790-1849), урождённая княжна Шаховская, княжна Марфа Михайловна Шаховская (1799-1885), в замужестве Муравьёва (стоит), Иван Михайлович Голынский (1826-1899), княгиня Елизавета Сергеевна Шаховская (1799-1831), урождённая графиня Головина (с письмом), княжна Клеопатра Михайловна Шаховская (1809-1833) и Елизавета Михайловна Давыдова (1797-1877), урожденная княжна Шаховская (стоят), княжна Александра Михайловна Шаховская (1806-1864), в замужестве Лукаш (в кресле), на первом плане Елизавета Михайловна, Прасковья Михайловна (1822-1902) и Матильда Михайловна Голынские.
Тулов Фёдор Андреевич (1792-1855). Портрет князей Шаховских-Голынских. Российская империя, Москва (?). Около 1829.
Голынские - старинный литовский дворянский род; первым историческим их предком был Семен Голынский, владелец (1601 г.) имения Голыни в Новогрудском воеводстве. Шаховские - русский княжеский род, происходящий от Рюрика в XVII колене. Родоначальник его - Константин Глебович, князь Ярославский, по прозвищу Шах, бывший воеводой в Нижнем Новгороде (1482).