Лазаревский институт в Армянском переулке

Feb 19, 2019 10:00



Ансамбль городской усадьбы в Армянском переулке

Ансамбль зданий в стиле классицизма сложился в начале XIX века в самом центре армянской колонии на участке, купленном в 1758 году Лазарем Назаровичем Лазаревым. К тому времени здесь стояли каменные здания, которые позже были включены в объём главного дома и флигелей.

В январе 1800 года сын Л.Н. Лазарева - Иван Лазаревич, предписал в завещании своему наследнику, брату Иоакиму Лазаревичу, внести в Московский опекунский совет значительную сумму, проценты с которой должны были пойти на строительство здания для обучения армянских детей из бедных семей. О Лазаревых - подробнее.



Фото

Строения Армянского переулка сохранились и во время страшного пожара 1812 года, во многом благодаря слаженным действиям армянской диаспоры. После войны строительство Армянского училища было возобновлено. Закладка здания состоялась 10 мая 1814 года, торжественное открытие училища произошло в мае 1815 года. Лазаревская гимназия изображена на гравюре непосредственно после окончания строительства, до последовавших затем перестроек и дополнений. Углы флигелей со стороны дома показаны скруглёнными. Авторы проекта, сохранившегося в двух вариантах, неизвестны; строительство вел Тимофей Простаков при участии архитектора Ивана Подьячева: оба были крепостными Лазаревых.



Вид Армянской гимназии. Гравюра А. Фролова, 1816.

Главное здание было отстроено только к 1823 году, хотя, к тому времени, в классах гимназии занимались уже десятки учеников. Училище, переименованное в 1840-е годы в Лазаревский институт восточных языков, стало кузницей кадров армянской интеллигенции.



Кроме залы, где проходили экзамены, и классных комнат, в доме были нумизматический, музыкальный, минералогический и технологический кабинеты, химическая лаборатория. Лазаревы подарили воспитанникам библиотеку из трех тысяч томов на разных языках, математические инструменты, коллекции минералов, географические карты.



План цокольного и первого этажа главного корпуса



Интерьер

Главный дом - двухэтажный, на высоком цоколе. Его центральная часть выделена шестиколонным ионическим портиком с широкой наружной лестницей и двумя светильниками по сторонам.



Декорацию фасадов дополняли горельефы в тимпанах фронтонов, утраченные в 1930-х годах.



Боковые ризалиты главного фасада с большими полукруглыми окнами решены в малом ордере.




В 1828 году Лазаревы приобрёли соседнее владение (ныне д.2), которое составляет теперь северную часть комплекса. В главном доме присоединённой усадьбы разместили Типографский корпус института. Соединение боковых флигелей с главным зданием переходами произошло в 1840-х годах по проекту А.Г. Григорьева. К 1848 году ансамбль Лазаревского института включал шесть зданий с большим садом.



Генплан: 1 - Главный дом. 2 - Северный боковой флигель. 3 - Южный боковой флигель. 4 - Большой типографский корпус. 5 - Малый типографский корпус. 6 - Ограда с воротами. 7 - Обелиск. 8 - Конюшня. 9 - Поздние постройки.

Главный дом Лазаревского института  и симметричные флигели образуют парадный двор, отделённый от переулка оградой с воротами. Ворота расположены по оси главного входа, подчёркивая симметричную композицию ансамбля парадного двора. Невысокая ограда парадного двора с ажурной решёткой и круглыми белокаменными столбами не скрывает пространство двора и архитектурные формы здания.



Белокаменные пилоны ворот с тосканскими полуколоннами увенчаны чугунными скульптурами лежащих львов.




Обелиск, отлитый из чугуна на пермских заводах Лазаревых, так же как и ограда, был поставлен в 1822 году перед садовым фасадом. В начале XX века его перенесли в центр парадного двора. На обелиске четыре мраморных барельефа с портретами основателей и попечителей института - членов семейства Лазаревых.




"Отчизне той и сей он долг свой оплатил" - эти слова поэта, профессора Московского университета Мерзлякова начертаны на чугунной стеле  в память об Иване Лазаревиче Лазареве. Их можно отнести и к другим представителям этой славной фамилии.





В настоящее время здания Лазаревского института занимает посольство Армении. Это единственный случай, когда посольство располагается в здании, история и адрес которого более двух столетий связаны со страной посольства.



Решётка главного входа

Известно, что в первых десятилетиях XVIII века вдоль южной границы владения шёл проложенный в древности переулок - от Армянского переулка к Златоустинскому монастырю, позже застроенный. Вдоль него, торцом к Армянскому переулку, в последней четверти XVII века уже стоял главный дом - сохранившиеся до сих пор двухэтажные палаты. Вероятно, они были построены при Милославских, первоначальных владельцах этой усадьбы.



Большой типографский корпус и северный флигель

Главные изменения в облике палат произошли после присоединения усадьбы к владению Лазаревых. Когда был приобретён дом, примыкавший к правому флигелю, в нём разместилась типография института. В 1830-х годах она считалась одной из лучших в Москве; здесь печатались учебники и монографии на 13 языках, в 1836 году был издан "Армяно-русский словарь". Интересен факт публикации именно в типографии Лазаревского института первого собрания сочинений Ф.М. Достоевского. Оно вышло в свет в 1860 году.
В 1850 году по проекту П.А. Григорьева палаты переделали в строгих ампирных формах, а позднее объединили с северным флигелем Лазаревской усадьбы небольшими пристройками. Для сохранения единства комплекса классический декор на торце, выходящем в переулок, сохранили, а со стороны двора на здании оставили декоративную обработку главного фасада палат.




Объём палат имеет форму слабо выраженного "глаголя".  Прямоугольные окна второго этажа в колончатых наличниках с разорванными фронтонами и маленькие, с арочными перемычками, окна нижнего этажа в наличниках с килевидными завершениями придают зданию нарядный облик. Палаты венчает карниз и опоясывает междуэтажная тяга, украшенные поребриком.




Главный фасад здания - северный, дворовый, как и полагалось во времена постройки палат. Он выделен дополнительным декоративным элементом - места пилястр во втором, парадном этаже занимают пучки колонок.
В выступающей части палат главный фасад выделен лоджией с аркой, украшенной поребриком. Она являлась составной частью красного крыльца, прежде примыкавшего к этому выступу.



Фасад большого типографского корпуса. Реконструкция. Авторы: И.П. Рубен, А.С. Воскресенский, Т.К. Ильина

В своей основе сохранилась и внутренняя планировка палат, идентичная для обоих этажей. Просторные помещения сгруппированы вокруг трёх сеней и Г-образного коридора.



План первого этажа Большого типографского корпуса

В крайней восточной кладовой подвала сохранилась лестница наверх, проходящая сквозь её свод к отверстию в стене среднего помещения северной половины подклета.



Фрагмент стены XVII века в Большом типографском корпусе

архитектура, москва, классицизм

Previous post Next post
Up