Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Н. Гумилёв
Выставка "По следам Гумилева" на Гоголевском состоит из 16 тематических разделов, посвященных Африке, теперь уже не такой далёкой страны, как это было ещё 100 лет назад. Масштабная экспозиция включает артефакты, этнографические предметы, исторические фотографии, живописные работы, стилизованные объекты из дерева, металла и пластика и экспедиционные дневники путешественников по Африке.
В одном из разделов представлены оригинальные объекты из коллекции художницы Елены Суав (Сусловой-Аверьяновой). Елена Суав три года работала преподавателем живописи в Институте изящных искусств Гвинеи, коллекция её очень интересна, поэтому я решила показать её отдельно. До недавнего времени искусствоведы всего мира не могли прийти к единому мнению относительно того, высокое это искусство или не очень.
1.
2.
Священная птица
3.
4.
Священная птица
5. Наряду с масками и скульптурой религиозного назначения, в пластической традиции Гвинеи можно встретить произведения, близкие к бытовому жанру. Скульптура представляет собой стоящую на коленях женщину. Её лицо излучает напряженную внутреннюю жизнь, а руки на коленях выражают уважение и покорность. Местные называют её "Женщина, которая плачет".
Женщина, которая плачет
6. Такие маски носили на территории современного Конго члены общества Bwadi ya Kifwebe. Маски выполняли функцию защиты политической элиты, способствовали контролю над населением с использованием колдовства. Маска Kifwebe - своего рода фуражка полицейского. Поверхность подобных масок обычно покрыта параллельными полосами, имитирующими шкуру животного ( например, зебры) или ветви кустарника, которые в Songye имеют большое мифологическое значение. Гребень, разделяющий маску на две части, означает, что сущность, олицетворяемая ею, находится вне нормального порядка вселенной. Размер гребня имеет иерархический смысл: чем он больше, тем выше магический потенциал и мистическая сила персонажа. В ритуальных танцах (например, при обряде обрезания), мужские маски, известные своим привередливым, невыносимо-темпераментным поведением, принимают функцию социального контроля. С другой стороны, движения женских масок, больше связанных с физическим миром и репродукцией, - более спокойны, поскольку они обращаются к доброжелательным духам плодородия.
7. Yasigine (буквально сестра на голове) - церемониальная маска, используемая во время ежегодного праздника урожая, отмечаемого во всех деревнях до сезона дождей. Это единственный женский персонаж, допущенный к участию в ритуальных церемониях догонов. Догоны - народ на юго-востоке Мали, живут в труднодоступных районах, говорят на догонских языках. Общая численность около 800 тысяч человек (по оценке 2007 года).
Ложка ритуальная
8. Согласно верованиям, в маске материализовалась жизненная энергия Ньяма, существующая во всём живом и даже мёртвом. Вся ритуальная практика догонов сосредоточена на передаче этой жизненной энергии.
9.
10. Маска тайного сообщества Ngil - своего рода инквизиции, сражающейся с колдовством. Ngil - также обряд очищающего огня. Жестокие пытки и насилие, практиковавшиеся членами этого общества, привели к тому что в 1910 году французские колониальные власти объявили Ngil вне закона.
Белая маска
11. Всадник, воплощённый в скульптуре, в метафизическом смысле доминирует как в материальном, так и в духовном мире, демонстрируя свою физическую и моральную силу. Скульптура всадника относится к категории объектов престижа. Также фигура всадника, как в мужском, так и женском воплощении, используется в гаданиях.
Всадница
12.
Покровительница домашнего очага (в центре)
13.
Шлем
14. Маска зайца, относительно лёгкая и простая по конструкции, идеально подходит для мальчиков, вступающих в общество масок. Танец зайца требует ловкости и скорости, качеств, имеющих преимущество ума над физической силой. Он показывает охотника и его жертву. Многие сказки изображают зайца, оставляющего в дураках своих преследователей, в роли которых часто выступают глупые и жадные гиены.
Маска зайца
15.
Птица-доска
16. Воплощение идеальной женщины общества Jo, наделённое наиболее привлекательными в представлении Bambara физическими чертами молодых женщин народа. В процессе инициации сопровождает молодых мужчин в ритуальном путешествии, завершающем шестилетний период подготовки перед превращением из животных в Джо детей. Символизирует готовность молодого мужчины вступить в брак. Накануне путешествия в ритуальный день скульптуру омывают, покрывают маслом и снадобьями, чтобы та охраняла плодородие земли, плодовитость женщин и добрые отношения с предками.
Обезьяна символизирует собой дикое, опасное и асоциальное поведение.
Фигура Bambara и маска обезьяны
17. Марионетка Бамбара - персонаж традиционного кукольного театра Sogo Bо. Театральные постановки имеют важное образовательное и воспитательное значение в жизни народа Bambara, поскольку содержат в себе мифологию и историю этого народа, без знаний которых человек Bambara, согласно верованиям этого народа, рискует потерять свою духовную сущность и сгинуть в небытие.
Марионетка Bambara ( Mali). Театр Sogo Bo "для вдохновения и целей мирового строительства"
Длиннорукий (детская игрушка)
18.
Маска птица
19.
Маска Клюв
Елена Суав (родилась 28 сентября 1954 года в Москве) - член Московского Союза Художников, окончила МГАХИ им. В.И. Сурикова, творческие мастерские РАХ, дипломант Российской Академии Художеств, участник многочисленных выставок. Работы художника находятся в частных коллекциях России и за рубежом, в коллекциях Российской Академии Художеств, музея Современного Русского Искусства США (Нью-Джерси), Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника Абрамцево.
20. В этом же зале представлены священные ширмы, привезённые из Эфиопии художниками.
21.
Ткань орнаментальная. Платье со знаками. Платье с солнцем. Платье болотное
22.
23. Вogolan или bògòlanfini - "ткань грязи". Западноафриканская хлопчатобумажная ткань ручной работы с характерным контрастным геометрическим узором, содержащим в себе архетипическую африканскую символику, согласно верованиям сложный рисунок ткани путает и отгоняет зловредных духов. Процесс создания ткани уникален: сотканные в ручную полоски ткани сшиваются в одно большое прямоугольное полотно. Затем ткань морят в емкостях с листьями и ветками деревьев до плотного охристого цвета. Будущий боголан сушат на солнце и наносят узор специально сброженной болотной грязью.
Справа - на ткани символ силы духа и готовность противостоять превратностям жизни. MFARAMADAN "Cтойкий к ветру дом"
24.
25.
26.
27.