Ровно через год, в конце сентября, мы снова оказались в Венеции. В отличие от прошлогоднего мимолётного, но эффектного визита на катамаране, в этот раз мы прибыли на поезде. Всего 45 минут комфортной поездки из Монтегротто терме, и мы - на вокзале Санта Лючия в Венеции.
1. Мечтали просто побродить, обходя особо людные места, посидеть в кафе на набережной. Но Венеция распорядилась по-другому, всё неожиданно пошло совсем не так, как мы планировали...
2. От вокзала, перейдя мост Конституции, почти безлюдными улочками Дорсудоро, не спеша шли мы, куда глаза глядят.
3.
4. Вдруг в конце небольшого канала мелькнуло что-то очень интересное - больших размеров венецианское окно и крест на крыше. И Венеция вывела нас к одному из своих архитектурных шедевров.
5. Перед нами - Скуола Гранде святого Иоанна Богослова (Scuola Grande di San Giovanni Evangelista), самая старинная, основанная в 1261 году (адрес: Calle de la Laca, 2454, San Polo). Создали Скуолу каменщики и строители дорог, объединённые преданностью святому Иоанну Богослову.
Первое, что мы увидели, - это прекрасная мраморная трансенна (1478-1481) Пьетро Ломбардо, в виде "ворот", украшенных декоративными элементами и скульптурами. Архитектурная композиция в стиле венецианского ренессанса, в которой присутствуют символы скуолы и ее покровителя (крест, орел и книги), ограничивает небольшое пространство. Внутри этого дворика слева находится церковь, посвященная Сан-Джованни, а справа - здание школы.
Скуола - это термин, которым в Венецианской республике обозначали братство или светскую ассоциацию граждан, вдохновлённых принципами христианского милосердия. Они посвящали себя взаимной материальной и духовной помощи и религиозным обрядам. После падения Венецианской республики в 1797 году скуолы были отменены согласно наполеоновскому указу 1807 года, но в XIX веке некоторые из них, среди которых и скуола св. Иоанна Богослова, были восстановлены.
6. Постепенно архитектурные и декоративные обновления и расширения привели маленькое сооружение второй половины XIII века к целому архитектурному ансамблю.
7.
8.
9. Оказавшись во дворе, попытались зайти в церковь, но дверь была закрыта.
10. Все туристы спокойно проходили мимо, и мне вспомнилось, что раньше эта скуола была закрыта для индивидуальных посещений.
11. Но дверь напротив - в другие помещения скуолы, была широко открыта. Дальше нас ждал чудесный сюрприз - зашли внутрь, купили билеты по 10 евро, и нам выдали небольшой проспект на русском по всему архитектурному ансамблю, включая церковь.
Потом всё было как во сне - мы оказались сначала в одиночестве в церкви, дальше в безлюдных роскошных залах, без всяких смотрителей и сопровождающих, в полнейшем одиночестве и торжественной тишине, не веря своей удаче и забыв напрочь о своих планах.
12. Но перед тем как зайти в церковь, посмотрим на средневековый двор с сохранившимся мощением 1759 года. Внутреннее пространство двора окружают несколько зданий разнородных стилей - церковь, посвященная Сан-Джованни, древнее кладбище, мраморная трансенна и сама скуола.
Стена, отгораживающая внутренний двор
13. Трансенна со стороны двора.
14.
15. Фасад скуолы датируется 1450-м годом, но содержит два небольших рельефа от 1349 года. На стороне здания скуолы около входа: барельеф XIV века и готические окна XV века. Плита под барельефом показывает уровень воды во время наводнения 4 ноября 1966 года.
16.
17.
18.
19. Церковь была основана в 960 году семейством Бадоэра, которые имели исключительное право на захоронение своей семьи рядом с церковью.
20.
21.
22. Входим в церковь, и я умолкаю...
Пьетро Либеро (1614-1687). Св. Матфей - слева и св. Иаков - справа от готической арки
23.
Пьетро Либеро (1614- 1687). Св. Иоанн Богослов, в центре. Пьетро Муттони (так же Делла Веккья), 1603-1678. Св. пророк Даниил, слева от главного алтаря. Св. Иоанн Креститель, справа от главного алтаря.
24.
25.
Нено Мори (1898-1970). Св. Григорий Барбариго и чума. Написана в 1990 году и недавно отреставрирована по заказу Скуола Гранде
26.
27.
28.
Андреа Микеле, так же Вичентино (1539-1614). Коронация Девы с ангелами-музыкантами
29.
Пьетро Муттони. Архангел Михаил и Богоматерь Благовещения - слева и справа от главного алтаря в овалах
30.
31.
32.
33.
Якопо Мариески (1711-1794). Тайная вечеря
34.
35.
Доменико Тинторетто (1560-1635). Распятие на кресте
36.
Фрагмент Распятия на кресте
37.
38.
Якопо Мариески (1711-1794). Центр потолка церкви. Святой Иоанн Богослов в акте поклонения Святому Кресту
39.
Большой интерес представляет собой орган, чьё монументальное обрамление является работой архитектора Джорджо Массари.
40.
Сам инструмент, один из самых ценных в Венеции, был создан в 1760 году Джованни Баттиста Пьяджа
41.
Пьетро Рикки (1606- 1675). Мученичество св. Варвары
42.
Франческо Монтемаццано (1540-1605). Мученичество св. Себастьяна
43.
44.
45.
Данезе Каттанео, ученик Сансовино (1509-1572). Надгробия Джона Андреа Бадоера, моряка и изобретателя Galeazza (1566), венецианского военного корабля (слева) и Анджело Бадоер (1571) (справа).
46.
Ученик Падованино (XVII в.). Богоматерь Кармельская, вручающая образок св. Симону
47.
48.
49.
Часовня Лурдская
50.
Часовня св. Якова
51.
Ламберто Сустрис, между 1572 и 1584. Несение креста, Распятие, снятие с креста
52.
Гаетано Герардо Дзомпини (1700-1778). Мученичество св. Иоанна Богослова
53.
54. Со стороны западной стены напротив апсиды портал, который ведёт на территорию старых захоронений (ныне это выставочное пространство Бадоера).
55.
56.
57.
58.
59. Далее направляемся в здание самой скуолы - напротив...