Барградское подворье - это русское подворье в итальянском городе Бари с храмом во имя святителя Николая. Его строительство велось силами Императорского Православного Палестинского Общества на средства, собранные по всей стране. Лучшие архитекторы России трудились над проектом храма и подворья, а при строительстве были использованы самые современные технологии.
Проект храмового комплекса
Бари - город-порт на берегу Адриатического моря, покровителем города считается Николай Чудотворец. В 970-1071 годах Бари был столицей южной Италии. Из-за выгодного положения города на побережье Адриатики в это время здесь находилась резиденция наместника византийского императора. Вероятно, что на этом месте до того была резиденция римского губернатора, затем лангобардского правителя, арабского эмира.
С набережной, сразу за аркой, открывается вид на базилику Святителя Николая, хранителями которой являются монахи доминиканского ордена Римско-католической церкви. Строительство базилики было начато в 1087 году за крепостной стеной на территории двора наместника византийского императора.
Базилика состоит как бы из двух храмов: верхнего и нижнего. В нижнем находится крипта, где установлена рака с мощами Николая Чудотворца - одного из самых почитаемых христианских святых. Возраст крипты насчитывает почти тысячу лет, верхнего храма - чуть меньше.
Мощи Святителя Николая были перенесены из Мир в Бари в 1087 году 62-мя моряками. До этого они хранились в городе Мира (территория современной Турции), епископом которого святитель служил до своей смерти. Барийские купцы похитили и вывезли мощи святого, чтобы спасти их от набегов мусульман.
Подробно об этом я уже писала. Перенесение из Мир Ликийских в Бар мощей святителя Николая Чудотворца С давних пор множество паломников приходит в Бари поклониться мощам Чудотворца. Паломничество русских началось в Бари ещё в XV веке. В 1459 году здесь побывал монах Варлаам из Ростова Великого. К 1683 году относится первая запись в архивах базилики святителя Николая: группа зарегистрирована как Moschoviti, "московиты". В 1698 году Бари посетили стольник П.А. Толстой и граф Б.П. Шереметев; есть свидетельства и о паломничестве царевича Алексея Петровича в 1717 году перед возвращением в Петербург на суд отца. Подробно описал в 1724 году базилику и гробницу Чудотворца В.Г. Григорович-Барский, автор "Путешествия по святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся". Его текст позднее послужил основой для многочисленных путеводителей. Отзвук в Италии получило и паломничество двух русских крестьянок, которые в 1844 году, не зная европейских языков, добрались, по обету, на своей повозке из Перми в Бари. В 1852 году в Бари побывал великий князь Константин Николаевич, а 10 ноября 1892 года - наследник престола Николай Александрович, по вкладу которого был выложен новый настил в крипте базилики.
C 1969 года православным предоставляется право служить литургии и молебны непосредственно на Мощах Святителя в крипте базилики: православный молебен с акафистом Святителю Николаю - по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам в 11.00, по четвергам в 16.00; Православная Божественная литургия - каждый четверг (кроме дней Великого Поста) в 10.30.
В течение многих лет Россия стремилась заиметь в городе Бари уголок, где русские паломники мог бы пожить, помолиться у мощей Святого Николая. Сначала Россия намеревалась построить такое Николаевское подворье на территории Турции, у гробницы Святого Николая в Мирах Ликийских. Русские люди через подставных лиц купили в Турции большой участок земли, реставрировали древнюю византийскую базилику, где был епископом Святой Николай, начали строительство подворья. Но затем началась очередная русско-турецкая война, турки перестали пускать туда русских людей и аннулировали предварительную сделку на основании того, что собственники не показываются и, значит, собственность аннулируется. А, чтобы запутать все это дело, они перепродали эту землю своим греческим православным подданным. Так этот проект оказался тупиковым.
Наш посол в Константинополе предложил преобразовать Мирликийское дело в дело Барградское и направить деньги на строительство подворья в городе Бари. Все это протекало в рамках Императорского Православного Палестинского Общества, тогда Общество возглавляла Великая княгиня Елизавета Федоровна, которая и стала главным куратором постройки в Бари.
Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна.
Фото Средства для подворья собирала вся Россия. Весной 1910 года в Бари прибыл деятельный член комитета князь Н.Д. Жевахов и видный архитектор В.А. Покровский, произведший экспертизу участка и одобривший место предполагаемого строительства (12 тыс. кв. м на виа Карбонара, совр. корсо Бенедетто Кроче, № 130).
Жевахов вошел в состав Строительного комитета, возглавлял всё князь Ширинский-Шихматов, замечательный искусствовед и один из видных деятелей Палестинского Общества,
Заказ на проект в итоге получил молодой тогда зодчий А.В. Щусев по протекции Елизаветы Федоровны, для которой зодчий строил в 1908-1912 годах Марфо-Мариинскую обитель. Помимо двухэтажного храма вместимостью 200 человек, в составе подворья был спроектирован странноприимный дом с тремя комнатами первого разряда, четырнадцатью - второго, трапезной, умывальней, палатой для больных паломников, прачечной, баней.
Барградское русское подворье является уникальным для Западной Европы памятником. В XIX-XX веках. за пределами России было создано немало произведений национального зодчества, однако подавляющее большинство выдержано в московско-ярославском стиле, а не в редком псковско-новгородском, как в Бари.
Фото Все архитектурные работы в Бари шли под авторским надзором А.В. Щусева, начавшего свою карьеру в области церковного строительства. По его же эскизам в Сан-Ремо был возведен еще один русский храм.
Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо Летом 1914 г. подворье открыло временный приют для паломников на 20-30 человек. Однако своему назначению оно служило считанные дни. В августе того же года странноприимница превратилась в беженский пункт: русские путешественники по Италии не смогли вернуться домой обычным путем через Германию и ждали отправки в Россию морем (скопилось около 200 человек). Но несмотря на войну, строительные работы успешно продолжались и к январю 1915 года были вчерне завершены.
Революция и Гражданская война в России поставили подворье в тяжелые условия. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов, естественно, прервался. Жевахов начал искать средства на содержание огромной постройки в разных местах. По своим взглядам он примыкал к России крайне правой и категорически отказывался от помощи либеральных церковных кругов, в первую очередь русской церковной эмиграции в Париже. Неожиданно СССР предъявил претензии на Барградское Подворье. Жевахов, конечно, отстаивал подворье как мог от советских притязаний, нашёл ряд средств, писал во Флоренцию княгине Марии Павловне, и на некоторых этапах ему удалось отстоять эту постройку от притязаний СССР.
Но в конце концов он согласился на предложение муниципалитета города Бари уступить всю постройку муниципалитету, и в 1937 году вся эта гигантская собственность была передана Жеваховым муниципалитету Барграда. Он получил серьезное отступное, муниципалитет обязался платить ему ежемесячную заработную плату. Однако началась война, времена стали неспокойные, Жевахов бежал из Италии в Центральную Европу, в Австрию и, как ни странно, умер на территории СССР, потому что вернулся в 1945 году в свою бывшую западноукраинскую усадьбу. Когда вошли советские войска в неё в 1946 году, он скончался своей собственной смертью, но уже в пределах Советского Союза.
Veduta aerea Chiesa Russa di Bari (Foto Roberto Sibilano)
Лишь в 90-е годы прошлого века Русская Православная Церковь приступила к переговорам о возвращении ей подворья, которые успешно завершились в 2009 году. В конце июня этого года открылся прямой рейс из Москвы в Бари - столицу региона Апулия на юге Италии.
ФотоИсточники информации:
svoboda.org ,
Михаил Талалай. Русская церковная жизнь и храмостроительство в Италии,
sergey-v-fomin.livejournal.com,
bargrad.com