Муки и радости женщин

Mar 10, 2018 15:24



На протяжении столетий общественные представления о стилях одежды диктовали женщинам, какая у них должна быть фигура.

И модный женский силуэт менялся от XVIII века до наших дней в соответствии с этими представлениями.



В XVIII веке ношение корсета считалось среди модной элиты обязательным. Это делалось не только для того, чтобы подчеркнуть стройность фигуры. Ведь в то время преобладало мнение, что женское тело - слабое по природе и нуждается в поддержке.



Английский корсет XVIII века.



Stays, silk brocade, 1750-1760, England

Умение элегантно передвигаться в такой жесткой и ограничивающей движение конструкции было признаком прекрасного воспитания.



Dress, silk taffeta, circa 1865, Scotland

А такой корсет уже не требовал помощи второго лица, его можно снять-надеть самостоятельно.



Corset, 1845-1855, USA

В конце XIX века далеко не все могли утянуться до 45 см, например розовый корсет имеет талию 81 см.



Black corset, 1880, France, museum purchase; Horner, pink corset, circa 1880, USA

После Французской революции, когда быть похожим на аристократа стало не модно, а то и опасно, корсеты стали быстро терять популярность. Женщины перешли на платья в стиле ампир - более свободного покроя, с высокой талией, перехваченные поясом под грудью. Правда, и тогда в одежде иногда использовались поддерживающие элементы - другие корсеты.



Когда с приходом к власти Наполеона революционные вольности в моде сменились большей закрытостью и пышными кринолинами в 1845 - 1870 годах, внимание было привлечено к верхней части женской фигуры.
Этот стиль отлично подходил буржуазии, желающей продемонстрировать свое богатство. Если мужчина мог себе позволить одеть жену в кринолины, что требовало больших объемов ткани, значит, у него был значительный доход. Мужской стиль одежды в то время был довольно сдержанным.



В 1870 году появился турнюр, привлекавший внимание модной публики на важность задней части дамского силуэта. Это совпало с эрой демократизации в одежде. Наступала пора стандартизации - в том числе и идеального женского силуэта для всех социальных классов. Несмотря на предупреждения общественных деятелей и врачей, возродилась популярность корсета. Как только широкие массы получили возможность покупать корсеты, они этим немедленно воспользовались.



Платье с турнюром, Англия.



Dress, silk crushed velvet, circa 1887, England

В центре - корсет для беременной, в нём вместо одной шнуровки - пять. Слева - домашнее платье для беременой, а справа - мягкий корсет для девочки.



Left to right: Maternity robe, 1860s, USA, Gift of Mrs. Margaret Riggs; Ferris Bros., maternity corset, circa 1900, USA, museum purchase; Child’s corset, 1880s, USA

Начало XX века ознаменовалось попытками освободить женщин от удушающих корсетов. Стиль либерти пришёлся по душе художественной элите, но широкой публике показался слишком эксцентричным, и даже те, кто принял его, редко носили такую одежду вне дома.
Новые стили одежды тоже были весьма требовательны к дамам: подчеркнутая андрогинность достигалась ношением некоего подобия корсета - утягивающего бедра пояса.



Слева узнаваемый силуэт двадцатых годов - свободное прямое платье, укороченное, но и скрывающее фигуру, а рядом - шелковая пижамка для крупных женщин.



30-е годы - прямоугольный силуэт 20-х ушёл, а ему на смену пришли струящиеся платья по фигуре. И хотя 1930-е ознаменовались возвращением платьев с утянутой талией, некоторые модельеры рассчитывали не только на худышек. В частности, у великолепного шелкового платья цвета металлик талия 78,74 см.



House of Paquin, dress, metallic silk, circa 1935, France

Во время 1940-х в женской одежде стали популярны широкие плечи и узкие бедра, подчёркнутая талия, и такой силуэт доминировал все десятилетие.



Adrian, dress, silk, circa 1945, USA

Конец 40-х - Кристиан Диор создал свою коллекцию New Look, в моделях которой подчеркивался бюст и на платье уходило до 20 м ткани.





Christian Dior, dress, silk satin, 1951, France

Андрогинность вернулась в женскую моду в 1960-х, но в отличие от 1920-х наряды стали более открытыми. Под такими платьями уже невозможно было спрятать никаких поддерживающих элементов. Твигги, выглядевшая как заморённая голодом школьница, стала символом 1960-х.



В 60-е годы появились совершенно новые силуэты, материалы, формы и новое бельё. На фото модель с пластиковыми вставками по бокам Руди Гайнриха.



Rudi Gernreich, dress, wool and plastic, 1968, USA

В 1970-80-х стандарты требовали спортивного, тренированного тела. Появилась мода на диеты, физическую активность и аэробику.
На страницах журналов мод красовались поджарые модели, у которых при этом была пышная грудь. Большинство женщин могли достигнуть такого только путём хирургической операции. А журналы мод продолжали пропагандировать худое тело, дойдя в 1990-х до экстрима.



Мода 1980-1990-х годов была "изобрететельна", среди моделей - платье Кавакубо (1996 год) с деформациями, далее скромный сарафанчик (Марк Джейкобс) и отрытое платье (Кельвин Кляйн).



Маленькое чёрное платье от Мюглера, рядом - модель Донны Каран.



Left: Thierry Mugler, dress, 1981, France, museum purchase; Donna Karan, jacket, 1986, USA,

В мужской моде тоже были свои фокусы - модели с ярко выраженной маскулинностью.



Left to right: Man’s “clone” look, circa 1978, Gift of Tony Santore, In memory of Jack Fenstermacher; Jean Paul Gaultier, sweater, 1991, Gift of Richard Martin; Walter Van Beirendonck, T-shirt, 2000

Это тоже одежда 1990-х - туника Мартина Марджиэллы...



Martin Margiela, tunic, linen, 1997, Belgium

В начале XXI века, хотя подчеркнутая худощавость все еще доминировала в модной индустрии, взгляды на моду постепенно стали меняться. В демонстрации моды стали участвовать модели разных рас и разной комплекции.



И вот 2000-е, и до настоящего времени! Слева - вариация на тему корсета и полный апофеоз -  чёрное "голое платье" нашего времени. Пишут, что его "выгуливала" Ким Кардашьян.



Сейчас некоторые модельеры привлекают к показам крупных моделей и шьют наряды размером вплоть до 26-го (российский 60-й). Когда комедийная актриса Лесли Джонс пожаловалась в "Твиттере", что ни один лейбл не будет её одевать, Сириано заявил, что сочтёт за честь сделать это и сшил для неё потрясающее красное платье.



Christian Siriano, custom dress for actress Leslie Jones, faille crepe, 2016, USA,

Ещё одно "голое платье" нашего времени, его тоже уже кто-то "выгуливал".



Chromat, ensemble, spandex and plastic boning, spring 2015, USA

Сообщение подготовлено по материалам выставки "The Body: Fashion and Physique", посвящённой истории моды, в Нью-Йорке в Технологическом институте моды (FIT) на пересечение Seventh Avenue и 27th Street, до 5 мая, по субботам, с 10:00 - 17:00.

Фото и информация: exhibitions.fitnyc.edu , vogue.com , bbc.com

#выставка, мода, женские образы, #мода, новости из мира искусства, #новости из мира искусства, выставка

Previous post Next post
Up