Гранд-канал похож на музей архитектуры, экспонатами которого служат многочисленные дворцы. Первое впечатление вся эта красота производит ошеломляющее. Фактически каждый дом здесь является дворцом, и проплыв по Гранд-каналу, трудно выделить из множество дворцов самые интересные и красивые. В качестве ориентиров выбрала для себя дворцы, каким-либо образом связанные с русскими именами.
Ка' д’Оро считается самым элегантным дворцом, второе его название Золотой дом. Дворец когда-то принадлежал знатной венецианской семье Контарини. Построили его в XV веке в готическом стиле по проекту архитекторов Джованни Бона и его сына Бартоломео. Для украшения фасада широко использовались сусальное золото и самые дорогие краски того времени - киноварь и ультрамарин. Хоть этих красок на фасаде дворца уже не видно, он всё равно прекрасен.
После внезапной смерти отца и сына Контарини вскоре по завершении строительства, дворец стал переходить от одного хозяина к другому. Каждый владелец старался внести изменения в его планировку и убранство согласно моде своего времени.
В 1846 году русский князь Александр Васильевич Трубецкой, офицер лейб-гвардейского кавалергардского полка, фаворит императрицы Александры Фёдоровны, купил палаццо Ка д’Оро для балерины Марии Тальони, в которую он был влюблён. В течение многих лет он открыто жил с Марией Тальони и имел от неё внебрачного сына. Но в 1852 году Трубецкой женился на её законной дочери - графине Марии Евгении Жильбер-де-Вуазен (1835-1901), в браке с которой имел детей, вошедших в ряды французского дворянства.
В 1894 году здание приобрел венецианский купец Джорджо Франкетти. Он восстановил по чертежам готический облик сооружения и разместил здесь коллекцию художественных полотен. Коллекцию вместе с Золотым домом купец завещал городу в 1922 году. С 1927 года во дворце открылся музей имени Джорджа Франкетти, который действует и поныне.
Контарини - это один из древнейших и знатнейших родов в Венеции, восемь представителей которого становились венецианскими дожами. Им принадлежал и другой изящный дворец на Гранд-канале, история которого тоже связана с русской фамилией, но из наших современников.
Палаццо Контарини-Фазан называют ещё Домом Дездемоны. По одной легенде, она жила здесь до замужества, по другой - палаццо стало местом трагедии, описываемой в драме Шекспира. Или есть ещё мнение, что хрупкий прекрасный дворец напоминает беззащитную Дездемону.
Название Фазан связано с тем, что дворец как птица в клетке зажат среди своих соседей, а может быть, его владельцы были заядлыми охотниками. Другие утверждают, что дворец по окраске похож на фазана.
Дворец, выполненный в готическом стиле, запоминается, в первую очередь, кружевными балкончиками второго и третьего ярусов. Узор, их украшающий, является единственным в своем роде в Венеции, а с богатством их отделки могут соперничать, пожалуй, только лоджии Ка' д'Оро, построенного всё для того же семейства Контарини. На фасаде палаццо - фамильный герб Контарини.
Ещё одно предание рассказывает о том, что необычное здание было возведено в 1475 году на месте сторожевой башни, к которой прикрепляли толстую цепь, тянущуюся с противоположного берега. Таким образом Гранд-канал перекрывался для судов непрошенных гостей Венеции.
И в заключение еще одна порция слухов о палаццо. Не знаю, кому дворец принадлежит сейчас, а в 2010 году в печати прошли сообщения, что дом приобрёл Владислав Доронин в подарок для Наоми Кэмпбелл, в то время его невесты.
Всё же хорошо, что ничто не может помешать нам любоваться видом прекрасных дворцов с канала.
На заглавном фото скульптура под названием "Поддержка". Итальянский художник Лоренцо Куинн создал для Венецианской биеннале 2017 года своё творение, призванное напоминать об опасностях изменения климата. Две гигантские руки, поднимающиеся из канала, поддерживают здание отеля Ca' Sagredo. С одной стороны, руки символизируют надежду удержать здание над водой, а с другой - показывают, насколько эта надежда шатка.
Продолжение: Палаццо Фикельмон-Клари