Продолжая рубрику
Самые красивые дома Москвы, с уверенностью добавляю в неё один из наиболее ярких примеров московского модерна - доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке. Дом был построен Московским торгово-строительным акционерным обществом по проекту архитектора Льва Николаевича Кекушева в 1904-1906 годах. В этом здании присутствуют все основные приёмы модерна: асимметричность, декоративность, фукциональность. Кекушев с мастерством и фантазией использовал и разнообразные рисунки переплетов окон, и ажурную ковку решёток балконов, и выступающие по краям здания эркеры, и большое слуховое окно в центре, под волнообразным сильно выступающим карнизом, и лепной фриз верхнего этажа, и скульптуры двух женских фигур. Декор дома распределен так, что с каждым этажом он становится все богаче, достигая максимума наверху.
В 1906 году дом приобрёл в собственность петербургский предприниматель И.П. Исаков, сменивший Я.А. Рекка на посту главы Московского торгово-строительного акционерного общества. Исаков владел доходным домом на Пречистенке вплоть до октябрьской революции и некоторое время жил в одной из 18 квартир. Жильё в доходном доме Исакова снимал и сам автор постройки: Кекушев поселился в квартире № 9 в 1907 году после случившегося разлада с женой, оставшейся с детьми в собственном особняке зодчего на Остоженке. Позднее, в 1909-1910 годах, когда остоженский особняк был сначала выставлен на торги за долги, а затем продан, Кекушев жил в доходном доме Исакова уже вместе с семьёй. После октябрьской революции здание национализировали. В 1920-х годах в бывшем доходом доме организовали жилищное товарищество, большинство огромных квартир превратили в коммуналки, а две квартиры отдали под общежитие Института красной профессуры; к середине 1920-х годов в доме проживало 365 человек.
1. В начале XX века доходный дом заметно выделялся среди малоэтажной застройки Пречистенки и должен был достойно смотреться как с главного фасада, так и с боковых сторон.
2. И это было учтено архитектором - на его брандмауэрных стенах выполнены из кирпича масштабные рельефы в стиле самого дома.
3.
4. Теперь, к сожалению, брандмауер виден только слева, а раньше правая сторона дома тоже была открыта.
5. Из первоначальных деталей оформления не сохранились: статуя, стоявшая на крыше (она видна на фото ниже), некоторые детали карниза, часть рельефной отделки по бокам эркеров.
Источник 6. Наибольший ущерб облику дома был нанесён в 2000-х годах в результате замены разработанных Кекушевым объёмных дубовых оконных рам на плоские пластиковые стеклопакеты, которые лишь приблизительно копируют оригинальный кекушевский рисунок.
7.
8.
9. В ходе последних реставрационно-ремонтных между нижними полочками окон второго этажа были установлены крупные лепные композиции с венками в центре, воссозданные взамен утраченных в советское время похожих скульптурных деталей.
10.
11. Центральная часть здания выделена небольшим заглублением фасада, четырьмя парными балконами, окружёнными кованными решётками.
12. Как и в других произведениях Кекушева, в этой постройке заметно влияние западноевропейского Art Nouveau, прежде всего основоположника франко-бельгийского варианта стиля Виктора Орта. Так, в частности, манере Орта близок рисунок балконных ограждений доходного дома Исакова.
13. Задуманная Московским торгово-строительным обществом постройка должна была привлечь квартиросъёмщиков не только эффектным внешним видом, но и богатством внутреннего декоративного убранства. Наиболее престижными и дорого отделанными были квартиры второго этажа лицевого корпуса: они имели камины, декорированные многоцветной майоликой с уникальным рисунком, выполненные фабрикой М. Кузнецова, нарядные лепные плафоны и французские балконы.
14. В доходном доме Исакова форма оконных проёмов, лепной декор обрамлений и рисунок деревянных переплётов уникальны для каждого этажа. Горизонтальные, вертикальные и криволинейные элементы оконных рам имеют разную ширину и высоту, снабжены множеством выступающих деталей. Особенно сложными были оконные переплёты эркеров.
15. Степень скульптурной обработки фасада нарастает к его верхней части и превращается на уровне верхнего этажа в сплошной рельефный орнамент. Центральная часть здания завершается динамично изогнутым аттиком, богато декорированным.
16. Женская головка над окном эркера
17. Мужские маски в замка́х окон и скульптурная обработка стены пятого этажа.
18.
19. В центре аттика расположено овальное слуховое окно, по сторонам которого помещены две женские фигуры-горельефы с факелом и книгой в руках - аллегории Знания и Просвещения.
20.
21. Карниз, поддерживаемый тонкими металлическими кронштейнами, декорирован пятью львиными масками. Изображение льва - своеобразная архитектурная подпись Льва Кекушева, в том или ином виде присутствующая во многих его постройках.
22. Пятиэтажный фасадный корпус поставлен по красной линии Пречистенки и занимает всю ширину участка; от него в глубь квартала перпендикулярно отходит дворовый корпус, к которому примыкает задняя шестиэтажная часть дома, ориентированная параллельно улице. Н-образное соединение трёх корпусов дома образует два небольших внутренних двора, раскрытых в сторону соседних владений и служащих для освещения и проезда. В западный двор ведёт проездная арка с улицы, в восточный - проезд в дворовом корпусе.
Дворовые стены доходного дома полностью лишены украшений.
23. На удивление, доходный дом Исакова на протяжении всей своей истории оставался жилым. В настоящее время он относится к числу "элитных" объектов недвижимости. Но важно, что здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
24. Из подворотни доходного дома открывается достойный вид на одно из красивейших зданий Москвы эпохи классицизма - дворец Долгоруковых. Оно вошло в "Альбомы партикулярных строений" М.Ф. Казакова и сохранилось в своей основе до наших дней.
Источник информации и ч/б фото -
drugiegoroda.ru