Новость из мира искусства
В Санкт-Петербурге в Музее театрального и музыкального искусства проходит выставка "Эрте и современники. Жизнь в стиле ар-деко". Она приурочена к 125-летию со дня рождения Эрте - Романа Петровича Тыртова (1892−1990). Кроме этого, в 2017 году исполнилось 50 лет со дня выставки "Эрте и современники" в музее Метрополитен, благодаря которой талантливый художник был причислен к классикам мирового искусства. Помимо графических работ самого Эрте на открывшейся выставке представлены несколько знаменитых эскизов Леона Бакста и работы современных художников в стиле ар-деко.
Концепция экспозиции повторяет выставку Эрте в Нью-Йорке 1967 года. По правилам, которых придерживался тогда музей, нельзя было делать персональную выставку современника. Но музею очень хотелось продемонстрировать работы Эрте, которые были только что приобретены. Из положения выкрутились, дополнив произведения Эрте работами других художников, и назвали "Эрте и современники".
Эрте - один из самых успешных мастеров ХХ столетия в области моды, прикладной графики, театрального оформления, кинематографа, дизайна, скульптуры. Художник в России не работал, никогда у нас не выставлялся. Первая выставка Эрте из частной коллекции Майка Эсторика (Grosvenor Gallery, Лондон) прошла летом 2016 года в Эрмитаже. Нынешняя выставка в Театральном музее продлится до 7 октября.
Ар-деко - художественный стиль, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне - моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Вещи ар-деко предназначались хотя для повседневной, но роскошной и красивой жизни.
О московском музее ар-деко я рассказывала, а к 125-му дню рождения Эрте я готовила небольшое сообщение о его творчестве, но в связи с открытием выставки в Санкт-Петербурге решила выложить его раньше. В общем, красиво жить не запретишь!
Роман Петрович Тыртов родился в Петербурге в 1892 году в семье потомственных морских офицеров. Отец - генерал-лейтенант флота, начальник Морского инженерного училища, дед - генерал-майор, военный моряк. Семья надеялась, что единственный сын продолжит династию. Но с раннего возраста мальчик не проявлял никакого интереса к военной службе, зато его интересовали театр и живописть. Эрте брал уроки хореографии у дочери Мориса Петипа и учился живописи у Ивана Репина. На 18-летние Роман Тыртов попросил единственный подарок - загранпаспорт и, с твёрдым намерением стать модельером, отправился в Париж, не рассчитывая на финансовую поддержку родителей, недовольных решением сына. В Париже РоманТыртов никого не знал, навыками академического рисунка обладал сомнительными, к тому же был стеснителен. Он устроился на работу рисовальщиком в доме мод "Каролин" - второразрядном салоне, откуда его через месяц с позором уволили. Возвращая эскизы, владелица заведения дала совет поскорее оставить затею стать художником. Тыртов от отчаяния собрал возвращённые рисунки и отправил их почтой самому известному парижскому модельеру тех лет - Полю Пуаре, чей модный дом в тот момент находился в самом зените славы. Пуаре ответил и предложил работу в своей компании.
Вскоре Тыртов уже разрабатывал костюмы, платья под маркой фирмы. Тогда и возникло артистическое имя Эртé, образованное сочетанием первых букв имени и фамилии. Молодой художник помогал Пуаре и в работе над спектаклями, на стилистику которых повлияли декорации и костюмы Бакста к дягилевским постановкам. Современники высоко оценили декорации и костюмы к первой постановке Пуаре по пьесе Жана Ришпена "Минарет". Среди актрис, занятых в спектакле, была экстравагантная танцовщица Мата Хари, костюмы для которой проектировал Эрте.
Эрте. Танцовщик и Мелисанда из серии "Театр"
В 1915 году Эрте заключил контракт с американским журналом Harper's Bazaar, январский номер которого вышел с нарисованной Эрте обложкой. На протяжении двадцати лет каждый месяц журнал выходил с графической цветной картинкой художника. Также он писал заметки о моде, вел светскую хронику, помещал рисунки костюмов, аксессуаров, шляп, туфель, украшений, интерьерного дизайна. Помимо этого Эрте работал для Vogue, Cosmopolitan, Ladie's Home Journal, The Sketch и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции.
Вслед за журналами к Эрте обратились владельцы крупнейших нью-йоркских торговых фирм Генри Бендель и Б. Альтман и Компания с предложением о создании модных коллекций. В течение трех лет он создавал по две коллекции ежегодно, все дальше отходя от стилистики Пуаре: он придумал асимметричное декольте; его спортивного покроя мужские и женские костюмы обрели ту общность, которую позже назовут унисекс; в мужских костюмах он первым начал применять ткани, бывшие достоянием только женского гардероба, например, бархат.
Его чувство моды было уникальным.
Эрте. Симона, Силуэты 1925-1928, Вуаль
В годы войны на Лазурном берегу бурно кипела театральная жизнь, и талант Эрте оказался востребован. В 1922 году в Монте-Карло, где Эрте гостил у княгини Тенишевой, он познакомился с Сергеем Дягилевым, который предложил молодому художнику сотрудничать. Он оформил несколько танцевальных номеров для труппы великой балерины Анны Павловой ("Дивертисмент", "Времена года", "Гавот"), спектакли балетной труппы Монте-Карло. Он не раз делал сценографию для мюзик-холла "Фоли-Берже" и его главной звезды -
знаменитой экзотической танцовщицы "шоколадной" Жозефины Бейкер, прославившейся своим нарядом из одной связки бананов, Лондонского оперного театра и парижской Гранд опера. Все постановки пользовались огромным успехом. Когда в 1923 году Эрте при помощи благотворительных организаций выписал из России своих родителей, его отец признался: "Ты был прав, отправившись в Париж!"
Костюм принца Шармана, 1921. Эскиз для балета "Спящая красавица" Русского балета Дягилева
В феврале 1925 года Эрте отправился в Голливуд для создания костюмов и сценографии для двух фильмов студии Метро-Голдвин-Майер (MGM). Контракт был продлен, и в качестве художника по костюмам Эрте работал для первых звёзд студии, лучших актрис немого кино. Он делал декорации и костюмы для наиболее известных лент тех дней: "Бен-Гур" Фреда Нибло, "Богема" Кинга Видора, "Безумие танца" Роберта Леонарда, "Мистика" Тода Браунинга. В 1925 году Эрте впервые устроил выставку своих работ в Нью-Йорке, в отеле Мэдисон. В следующем году уже в Париже, в галерее Шарпантье, прошла выставка его работ, созданных в Америке. Впервые его произведения непосредственно с выставки были куплены для государственных коллекций.
Костюм, 1926. Эскиз для ревю "Триумф женщины", Нью-Йорк
Костюм, 1937. Эскиз для спектакля «Дело в шляпе». Театр «Сэвил», Лондон
После Второй мировой войны, во время которой Эрте жил в Париже, интерес к ар-деко стал постепенно угасать. Подобное искусство казалось вульгарным пережитком прошлого. Эрте продолжал время от времени оформлять театральные постановки, но заказов от журналов и торговых домов больше не поступало. Перелом случился в середине 1960-х годов вместе с появлением нового интереса к искусству ар-деко.
В 1966 году в Музее декоративного искусства в Париже прошла выставка "Год 25", посвященная юбилею знаменитой экспозиции 1925 года, а в Нью-Йорке отпраздновали 100-летие журнала Harper's Bazaar. Затем последовало знакомство с супругами Саломеей и Эриком Эсторик, владельцами галереи Гровнор, работавшей в Лондоне и Нью-Йорке, которые взялись вести дела Эрте. С тех пор и уже до самой смерти он снова активно работал, в том числе в новых жанрах скульптуры, литографии и шёлкографии, и активно выставляется по всему миру. В 1967 году перед вернисажем выставки художника в галерее Гровнор в Нью-Йорке все 170 выставленных работ были приобретены музеем Метрополитен. Это было признанием Эрте классиком искусства ХХ века, "гением ар-деко".
В 1967 году Эрте оформил спектакль для Всемирной выставки Экспо в Монреале. В 1970 году он начал сотрудничество со звездой парижской сцены Зизи Жанмер и балетмейстером Роланом Пети, с которыми создал несколько постановок. В 1970 году вышла в свет первая монография о художнике. Его 80-летие в 1972 году отмечалось в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Женеве. Журнал Vogue посвятил его юбилею специальный номер. Би-би-си сняло о нем программу, основой которой стало интервью с художником. В 1979 году Смитсоновский институт сформировал выставку, которая три года демонстрировалась в США, Канаде и Мексике.
Большой успех у публики имели тиражируемые печатные работы, литографии и шелкографии. Помимо новых произведений мастер воспроизводил композиции прошлых лет. Среди работ, созданных в это время, особенно выделяется серия "Алфавит", одно из самых тиражируемых графических произведений Эрте. Работать над ней художник начал ещё в 1927 году, а вот закончить сумел лишь спустя 40 лет, в 1967 году, когда неожиданно обнаружил, что в ней не хватает двух букв Q и L. "Алфавит", напечатанный в 1977 году, стал самым известным циклом мастера.
Алфавит, 1927-1967. 26 рисунков
Цифры
Стиль Эрте - одновременно изысканный и вычурный, романтичный и экзотический. На рубеже 1980-х годов он увлекся скульптурой из металла и эффектными приёмами обработки поверхностей - полировкой, золочением, патинированием, использованием цветных лаков. Его последняя выставка называлась "Театр в бронзе".
Королевская фаворитка, Сирены
Китайская принцесса, Шехерезада, Джульетта
Волна
В 1983 году его достижения в искусстве были отмечены французским орденом Почетного легиона, однако большинство проектов в последнее десятилетие жизни Эрте связано с США. В 1989 году он работал над двумя постановками в Нью-Йорке. Поразительную творческую работоспособность Эрте сохранил до конца своей долгой жизни.
Цветущий зонтик. Шелкография. 80-е
Маскарад, 1987
Мадам Баттерфляй, 1989. Шелкография
Танец розы, Новогодний вечер. Шелкография. 1990
Последнюю свою постановку - Пасхальное шоу для Радио-Сити в Нью-Йорке, мастер увидеть не успел. Эрте скончался в возрасте 98 лет.
Роман Тыртов, фото в 18 и 97 лет
Источники информации
www.erte.ru,
theatremuseum.ru,
m.diary.ru