Усадьба Зарево и её владельцы Энгельгардты

Aug 30, 2017 18:51



В конце XIX - начале XX веков усадьбой в деревне Зарево владели представители старинного дворянского рода Энгельгардтов, широко известного на Смоленщине. Этот род берёт своё начало еще в средневековой Европе. Поступив в русское подданство в XVII веке, Энгельгардты стали одной из самых уважаемых дворянских семей Смоленской губернии. И не зря - Энгельгардты активно занимались благотворительностью, безвозмездно отдавали свои земли под общественные цели и выделяли крупные денежные суммы на строительство храмов, лечебниц, школ и библиотек. О смоленских Энгельгардтах я уже писала, но кратко ещё раз хочу вспомнить славных представителей этой династии.
Был среди смоленских Энгельгардтов и герой войны 1812 года - подполковник Павел Иванович Энгельгардт (1774-1812). Он во время войны с Наполеоном организовал партизанский отряд из своих крестьян, был взят в плен и расстрелян французами после отказа перейти на их сторону.
Выдающийся учёный и публицист Александр Николаевич Энгельгардт (1832-1893) занимался изучением искусственных сельскохозяйственных удобрений в своем имении под Дорогобужем и написал «Записки из деревни».
Городской голова Александр Платонович Энгельгардт (1845-1903) много сделал для Смоленска. При нём были построены водопровод, здание городской думы, создан городской историко-археологический музей, возникли три новые начальные школы, три училища, Мариинская женская гимназия, введено бесплатное пользование губернской земской больницей.
Талантливый военный конструктор Александр Петрович Энгельгардт (1836-1907) был видным военным деятелем, генерал-лейтенантом и выдающимся артиллерийским конструктором, создателем первой в мире полевой мортиры.
Его сын - известный военный и политический деятель Борис Александрович Энгельгардт (1877-1962) участвовал в Русско-японской войне и являлся первым комендантом Петрограда во время Февральской революции. Он и был последним владельцем усадьбы, после смерти отца в 1907 году.

1.Поселившись в родовом имении, Энгельгардт занялся сельским хозяйством, он практиковал новейшие достижения агрономии и агротехники, прославился образцовыми винокуренным заводом и сыроварней. Одновременно с этим Энгельгардт занимался и общественной работой, являясь уездным земским гласным.



Неординарной личностью был последний владелец усадьбы Зарево, и прожил он яркую долгую жизнь. Борис Александрович Энгельгардт - полковник царской армии, бывший депутат Государственной думы, камер-паж, комендант Петрограда во время Февральской революции, участник белого движения. Летом 1918 бежал из Петрограда, эвакуирован из Новороссийска. Жил в эмиграции во Франции, работал шофером такси, затем в Латвии был тренером Рижского ипподрома. Находясь в эмиграции, занимался литературной деятельностью, автор воспоминаний "Потонувший мир". После аннексии прибалтийских республик СССР в 1940-1946 годах отбывал ссылку в Хорезмской области. В 1943 году обратился с письмом к Сталину с просьбой отправить его на фронт. В 1946 году вернулся в Ригу, где и провёл последние годы своей жизни. Чтобы прокормить себя и жену, ему приходилось работать до своего 80-летия везде, где его брали, поскольку в пенсии им было отказано.



Борис Александрович Энгельгардт

2. Так что были когда-то, и не так уж давно, в этой усадьбе и барский дом, и парк, и усадебная церковь, винокуренный и сыроваренный заводы. Большой парк с тенистыми аллеями начала сажать ещё мать Б.А. Энгельгардта в 70-е годы XIX века. Позже в нём проводил посадки и сам Б.А. Энгельгардт. При нём и на его пожертвования было закончено в 1910 году строительство церкви.



3. Усадебный дом и хозяйственные постройки не сохранились, а вот необычная церковь стоит и сейчас. На каждом кирпиче есть клеймо кирпичного завода Энгельгардтов.



4.



Вероятно, церковь базиликального типа появилась в Зареве потому, что село в начале XX века входило в состав Белоруссии. В России же для создания православных храмов традиционно использовали крестово-купольный тип, шатровые церкви и храмы-ротонды. В ее внешнем облике сочетаются мотивы древнерусского православного зодчества и западноевропейской католической архитектуры.



5. Успенская церковь примечательна тем, что по типу строения она представляет собой трехнефную базилику, декорированную в стиле русского узорочья. Базилика - храм в виде удлиненного прямоугольника с двускатной крышей и двумя продольными рядами колонн внутри. Церковь включена в реестр памятников архитектуры регионального значения.



6. На фронтонах расположены пять небольших звонниц. В восточной полукруглой части здания - апсиде, находится алтарь. Справа и слева к апсиде примыкают два небольших помещения - дьяконник и жертвенник.



7. С запада к зданию примыкает высокая колокольня с восьмигранным звоном, раньше она была покрыта деревянным каркасным шатром, увенчанным небольшим изящным куполом с крестом.



Не исключено, что семья Энгельгардтов, входившая в высшие круги российской аристократии, привлекла к строительству церкви одного из знаменитых петербургских архитекторов. По своему стилю храм напоминает Георгиевский собор в городе Гусь-Хрустальный, построенный под руководством выдающегося петербургского архитектора Леонтия Бенуа. Поэтому существует версия, что автором Успенской церкви может быть именно он.



Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном

8.



9.



10.



11. Верхняя часть наличников окон и дверей декорирована лепными кокошниками.



12. Примыкающие с юга и севера к колокольне крылечки смотрятся нарядно.



13.



14.



15.



16.



17.



18. Непосредственно основной объем образован тремя нефами. Средний, более широкий, имеет "верхний" свет в виде трех пар арочных окон, помещенных над кровлями пониженных боковых нефов.



19.



20.



21. На торцевых фронтонах основного объема размещены пять мини-звонниц, на самой высокой сейчас обитают аисты.



22. Монументальная церковь Успения Пресвятой Богородицы возвышается в живописном месте на краю села, на небольшом холме у реки Березина. Со скамейки за церковью на долину реки открываются умиротворяющие виды.



23. Сейчас Зарево, как и все крупные деревни Смоленской области, медленно пустеет. Но надежда на возрождение храма появилась несколько лет назад, когда в Зареве приобрела дом смолянка Наталья Игнатенкова. Увидев, в каком состоянии находится полуразрушенная Успенская церковь, она стала инициатором народных субботников, была расчищена территория вокруг храма и внутри здания.



24. Денег на восстановление храма в местном бюджете не предусмотрено, Наталья пытается собрать пожертвования на реставрацию церкви. Пока местные жители смогли покрыть церковь крышей и настелить полы.



Источники информации
Энгельгардты
Борис Александрович Энгельгардт
Уникальный храм в Смоленской области
http://pavleg.livejournal.com/15645.html

Хиславичи, архитектура, Смоленская область, церкви, путешествие, история России

Previous post Next post
Up