НачалоТолько после посещения этой выставке прояснилось, что в век Просвещения понималось под "готикой"?
Этот период занимал в России преимущественно вторую половину XVIII века, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. Возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежал Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещённые монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования.
Мир готического в Век Просвещения не был точно исторически определён. Под этим словом подразумевали все древнее, "варварское", отличающееся от классического вкуса, считавшегося правильным. Готическими именовали и древнерусские памятники архитектуры. А саму эпоху Древней Руси сближали с временами рыцарских преданий Западной Европы. Начавшееся с Баженова увлечение "готическим", долго затем продолжалось по придуманным им образцам. Баженов создал московскую архитектурную школу последней трети XVIII века, проектировал много, включая Царицыно и Кремлевский дворец.
1. Первый раздел выставки в Музее архитектуры - "Пропилеи". (Пропилеи - это парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо участке.) В первом зале анфилады показаны возможные варианты реализации темы "готический вкус" в век Просвещения.
2. Интерьер готического собора в этом разделе соседствует с рембрандтовским видом старого Амстердама, или с панорамами древнерусских городов. В этом же разделе вводится сюжет о театре, о великосветских каруселях, а также тема готической меланхолии в культе руин на гравюрах Пиранези.
3.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). Вид Амстердама, 1640. Офорт
4.
Жак Калло (1592-1635). Вид укреплённого города с рыбаком на лодке
5.
Джованни Баттиста Пиранези. Из серии "Темницы"
6.
Джованни Баттиста Пиранези. Из серии "Темницы"
7. В разделе "Резиденция" экспонируются проекты дворцов, разработанные Баженовым и Казаковым в готическом вкусе. Эклектичное здание Петровского подъездного дворца объединило черты древнерусской и барочной архитектуры, но доминирующим был готический стиль.
Матвей Фёдорович Казаков (1738-1812). Петровский подъездной дворец в Москве. Главный фасад. Вариант 1775
8. Стрельчатые окна, пинакли (копьевидные башенки) над входом во дворец отсылали к стилистике средневековых замков, но по структуре здание было типичной усадьбой в стиле классицизма - главным домом с флигелями и парадным двором.
Иосиф Кармин (1749- 1822). Петровский поъездной дворец в Москве, 1800-1810
9. В центре этого раздела - созданная Баженовым панорама резиденции Царицыно. Панорама экспонируется очень редко. Масштабный план показывает, как могла бы выглядеть усадьба. Мосты сохранились до сих пор, некоторые павильоны тоже, а вот главных корпусов - Екатерининского и Павловского, нет уже несколько веков. Издали постройки казались единым дворцом, вблизи рассыпались на отдельные здания.
10. История резиденции Царицыно - загадка. Изначально архитектурный ансамбль в Царицыно Екатерина II заказала Василию Баженову, и он спроектировал грандиозный парк и дворцовый комплекс в готическом стиле. Планировалось также строительство отдельного дворца для великого князя Павла Петровича и многочисленных построек для именитых гостей. Однако здание, сохранившееся до наших дней, было работой не Баженова, а его главного конкурента - Матвея Казакова.
Панорама села Царицына. Проектный чертеж Василия Баженова и Матвея Казакова, 1776
11. Баженовские старания (архитектор даже продал свой дом, чтобы вложиться в это строительство) императрица не оценила. Она говорила некогда любимому зодчему, что недовольна недостаточно высокими потолками и узкими дверями. Но в действительности, как считают исследователи, ей не понравилось то, что Павлу предназначался отдельный дворец. К этому времени отношения императрицы с сыном были холодны, поэтому ей не хотелось подчеркивать его наследное положение отдельным дворцом. А вот придуманный Казаковым вариант одного здания, состоявшего из двух частей, пришелся императрице по душе. Готический же стиль построек был сохранен - здания украсили стрельчатые арки и остроконечные пинакли.
Матвей Фёдорович Казаков (1738-1812). Проект Бльшого дворца в усадьбе Царицыно. Вариант завершения главного фасада, 1793
12.
Владимир Фёдорович Аммон (1826-1879). Вид усадьбы Царицыно, 1859
13.
Матвей Фёдорович Казаков(1738-1812). Проект публичного зала с галереями. Фасад, 1780-е
14.
А.Н. Голицын. Большой мост через овраг. Детали, 1805
15.
Иосиф Кармин (1749-1822). Московская застава, 1800-1810
16. Завершает парадную анфиладу раздел "Храм". Его экспонаты иллюстрируют историю поиска образа идеальной церкви в век Просвещения.
17. Ещё на заре Просвещения во Франции проходил диспут об идеальной церкви. Она должна сочетать в себе простые формы греческих ордеров с конструктивными особенностями готических соборов. Собор мыслился универсальной церковью, эталоном всей цивилизации.
Мастерская Ф.Я.Алексеева. Вид Ивановской площади Московского Кремля. 1800-е годы
18. Пример иконостаса в готическом стиле.
Проект иконостаса церкви Казанской Божией Матери в усадьбе Ярополец Чернышевых. Фасад. Вариант, 1786
19. "Готические" колокольни.
20. Есть ещё небольшой дополнительный раздел, который находится в самом конце экспозиции, - это тайная комната, масонский кабинет. Как известно, Баженов, как и большинство просвещённых людей конца XVIII века, был масоном. В масонской комнате представлены кубок с масонской символикой, печать, блюдо и черепица. Баженов решил покрыть ею все постройки в Царицыне. Считается, что именно из-за масонства Екатерина подвергла Баженова опале. А потому вместо реализованных проектов от этого вольного каменщика осталась только "бумажная архитектура".
21.
22.
23.
24.
25.
Продолжение