Львы в Москве встречаются повсюду - они спят, лежат или сидят во всевозможных местах. Мода на львов появилось после пожара 1812 года, а узнали москвичи о существовании такого дикого зверя только в XV веке из сборника рассказов о животных, птицах и сказочных существах под названием "Физиолог".
Известно, что в Москве огромное количество львов служат не только украшением декора, но и являются бдительными стражами. И вот, именно такие стражи встретились на днях на Таганке - парочка сидящих львов у подъезда дома в стиле модерн на Большой Алексеевской, 14 (по-современному, Александра Солженицына). Но почему-то эти львы держат в лапах щит с изображением геральдической лилии Флоренции, и очень похожи на льва Мардзокко на площади Синьории, только, пожалуй, более свирепого вида.
Сначала на ум пришёл лев из итальянского дворика Музея изобразительных искусств - копия флорентийского льва, а потом и сам флорентиец. Имя лев Мардзокко получил в честь бога войны Марса. Изначально скульптор Донателло высек из камня фигуру льва, которая должна была увенчать колонну в монастырском дворике церкви Санта Мария Новелла. В 1812 году статуя льва была помещена перед дворцом Веккьо на площади Синьории, а позже перенесена в музей. Сейчас на площади стоит копия (фото справа).
Геральдическая лилия - это стилизованный цветок ириса флорентийского. По одной из версий, город именно потому назван Флоренцией, что вокруг него в своё время в изобилии росли ирисы, а в переводе с латинского "Флоренция" означает "цветущая". По другой версии, лилия была знаком отличия франкского двора, позже она стала олицетворять королевские семьи Франции, а еще позже этот цветок появился на гербе семейства Медичи, которые и стали правителями Флоренции. Лепестки лилии символизировали трех китов, на которых держится государство, - преданность короне, доблесть в боях за нее и мудрость королей.
Вообще, на площади Синьории, наверное, самое большая концентрация львов во Флоренции, а может, и во всей Италии.
В средние века лев стал популярным символом воскресения. Появление нового символического значения было связано с бестиариями, в которых утверждалось, что львята рождаются на свет мертвыми, и заботливый лев-отец в течение трех дней вынужден дышать им в лицо, чтобы вдохнуть в них жизнь.
Вход во дворец Веккьо тоже охраняют два льва, поэтому он называется "Львиные ворота". Между львами надпись - Rex Regum et Dominus Dominantium - Царь царей, владыка владык.
Помимо льва Донателло, рядом с дворцом Синьории, - еще несколько львов. Большие каменные львы охраняют вход в лоджию Ланци. Скульптуры изображают львов, стоящих со сферой под одной из передних лап и смотрящих в сторону, а не прямо. Львы Медичи дали толчок к созданию других подобных скульптур и копий, которые впоследствии появились по всей Европе, в том числе и в Москве. Львы-то, оказывается, уже давно признали нас за европейцев!
Эти львы были заказаны великим герцогом Тосканы, Фердинандом Первым Медичи для своей виллы в 1576 году. Они должны были украшать лестницу в саду виллы. Первый лев был создан, скорее всего, во 2-ом столетии до н.э. из мрамора, но его в 1598 году переделал Джованни ди Скерано Фанчелли для сада Медичи. Второго льва создал Фламинио Вакка, предположительно в то же время. В 1737 году вилла Медичи перешла во владения Лотарингского Дома, и с 1789 году львы переместились на площадь Сеньории.