Храм Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского

Mar 20, 2017 17:30



Один из красивейших в столице, храм Мартина Исповедника находится на Большой Алексеевской улице, близ Таганки. Этот храм часто сравнивают и с собором Святого Павла в Лондоне, и с собором Святого Петра в Риме, но мне кажется, что это совершенно не к чему. Храм Мартина Исповедника великолепен сам по себе, и масштабы его соразмерны Москве. Недаром он так гармонично смотрится среди старой застройки Большой Алексеевской улицы!
Столь редкое для Москвы его посвящение объясняется тем, что он был основан в честь дня венчания на престол великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного. Его восшествие на престол состоялось в праздник святого Мартина, 14 (27) апреля 1503 года.

Храм возвёл современник и однофамилец великого архитектора Матвея Казакова - Родион Казаков (1758-1803). В ранние годы он работал под руководством В.И. Баженова над проектированием Большого Кремлёвского дворца и под руководством М.Ф. Казакова - над Пречистенским дворцом. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков впоследствии возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма. Строительство храма Мартина Исповедника началось в 1792 году на средства богатейшего московского купца, позже городского головы В.Я. Жигарева. С тех пор храм является гордостью Москвы и главным украшением Таганки.

1. Родион Казаков соединил в этом строении две школы русского классицизма: петербуржскую (монументализм и величественность), и московскую (система двусветного освещения, филенки, люкарны). Применил он и свою любимую архитектурную форму - ротонду. Храм являлся одним из основных высотных ориентиров всего Заяузья, господствуя над окружающей застройкой и определяя градостроительный силуэт всей местности.



2. Алексеевская слобода была образована в начале ХVI века вдоль дороги, соединявшей Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь.



3. Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Уже с XVIII столетия Алексеевскую слободу охотно заселяло московское купечество, что во многом определило благоприятную судьбу храма.



4. Монументальное двухярусное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Главный купол имеет форму световой ротонды диаметром 17 метров. По углам основного четырехугольного объема поставлены четыре глухих невысоких барабана. На боковых фасадах храма помещены торжественные восьмиколонные тосканские портики; колоннады опоясывают притвор и апсиды. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров.



5. В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника сильно пострадал от пожара. Реставрация облицовки церкви проходила вплоть до 1823 года. Здесь же было проведено первое благодарственное богослужение после оставления французами Москвы в 1812 году.



6. Главный престол освящен в честь праздника Вознесения Господня, храм же называли и называют по приделу Мартина Исповедника.



7. Мартин Исповедник жил в VII веке в Константинополе и умер в изгнании в Херсонесе. Его образ напоминает о времени, когда христианская церковь до раскола на православных и католиков была единой. Мартина католики почитают как мученика, а православные - как исповедника. Так православная церковь называет тех, кто открыто объявил себя христианином и после принятых мучений остался в живых.



8. Святитель Мартин после кончины был погребён в храме иконы Божией Матери "Влахернской" на окраине Херсонеса. Впоследствии мощи его перенесены были в Константинополь, а потом и в Рим, где и почивают ныне в церкви Сан-Мартино-ай-Монти.



9.



10.



11. Трехъярусная колокольня состоит из объемов, постепенно уменьшающихся кверху, и завершается цилиндром, увенчанным шпилем.



12. Ротонду и верхний ярус колокольни украшают колонны с лепными капителями.



13. Один из входов в храм - через колокольню.



14.



15. Посмотрим на храм с противоположной стороны - здесь фронтон был расписан во время реставрации.



16. На фреске изображено Преображение Господне.



17.



18. Ограда относится к концу XIX столетия.



19.



20.



21.



22. Один из приделов освящён во имя Грузинской иконы Богоматери. В 1991 году в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот.



23. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.



24. Обязательно зайдите в храм, в 1800-1801 годах он был расписан в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. На парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса.



Фото из интернета

25. В 1994 году, когда храм вновь стал действующим, в него был возвращен исторический иконостас. Много лет он лежал в запасниках, сохраненный Музеем архитектуры им. А. В. Щусева. Единственная в мире алтарная преграда храма в форме триумфальных ворот посвящена победе над Наполеоном.



26. Фотография алтарных ворот и план храма найдены в интернете.



Фото Ковшова Владимира Валентиновича

27. Интересный факт из истории: французский маршал Мюрат, живший в доме бывшей усадьбы И.Р. Баташева, ныне - Яузская больница №23, в течение всей оккупации Москвы, поражённый видом Храма, поставил взвод солдат с офицером для охраны от мародёров, что позволило сохранить его в более-менее терпимом состоянии.



28. После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов "Востоккино". Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.



Вид с Большой Алексеевской (ныне улицы Солженицына)

В 1990 году храм был возвращён Русской Православной Церкви. К 1996 году был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря. Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества.

Источник информации st-martin.ru

архитектура, Москва, Таганка, храм, классицизм, церкви

Previous post Next post
Up