Высоко-Петровский монастырь

Mar 05, 2017 20:20



Район улицы Петровки - настоящий заповедник истории и архитектуры Москвы, концентрация архитектурного наследия здесь зашкаливает. Вот, например, прямо напротив Константипольского подворья стоит старейший монастырь Москвы - Высоко-Петровский. Его территория занимает практически целый квартал между улицей Петровка, Крапивенским переулком и Петровским бульваром, и внутри оказывается гораздо больше, чем кажется снаружи. На самом деле, это огромный комплекс, который за один раз и не отснимешь.
Когда-то монастырь находился за пределами Москвы - в селе Высоком и защищал Москву с севера.



Высоко-Петровский монастырь имеет давнюю историю - ему более 700 лет, в ней отразилась вся история княжества Московского, а потом и государства Российского. Его основание связывается со временем Ивана Калиты, а название - с именем митрополита Петра, который Константинопольским Вселенским собором в 1339 году был причислен к лику святых. Расцвет обители приходится на 1680-1690-е годы, когда его главными жертвователями были Нарышкины - родственники Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Именно в это время формируется в целом существующий облик Высоко-Петровского монастыря. Его дальнейшая история отражает борьбу Нарышкиных и молодого Петра I за власть. Сам Петр активно укреплял Высоко-Петровсктий монастырь, тогда как его сестра Софья - Новодевичий.



На территории Высоко-Петровского монастыря разместились семь храмов. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII веках.



Территория монастыря сложилась после присоединения в 1680 году нарышкинского владения и состоит из двух дворов: главного - северного, и хозяйственного - южного. Начнём с парадного двора монастыря.



План монастыря по первым этажам: 1 - Собор Петра Метрополита. 2 - Боголюбская церковь. 3 - Усыпальница К.П. Нарышкина. 4 - Колокольня с церковью Покрова над Святыми воротами. 5 - Настоятельный корпус. 6 - Церковь Сергия Радонежского. 7 - Братские кельи с палатами Нарышкиных. 8 - Монастырские службы. 9 - Толгская церковь. 10 - Церковь Пахомия над южными вортами. 11 - ограда.



Общий вид монастыря по Петровке. Фото 1980-х годов

Собор Петра Мирополита, церковь Толгской Богоматери, колокольня и церковь Боголюбская. Самое древнее здание Высоко-Петровского монастыря находится в центре его парадной площади. Собор, построенный в 1514-1517 годах является одним из самых ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве. Восьмилепестковый нижний ярус храма несёт световой восьмерик, перекрытый сводом и завершённый гранёным шлемовидным покрытием.



В конце XV века Василий III задумал украсить Москву каменными зданиями и храмами, для этого пригласил в Москву итальянского зодчего Алевиза Фрязина Нового (Алевизио Ламберти ди Монтаньяно). Алевиз построил в Москве одиннадцать православных храмов. В их числе Архангельский собор Кремля, собор в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря и собор во имя Петра Митрополита Петровского мужского монастыря на селе Высоком.



Во время реставрации собор восстановили в первоначальном виде. Так, оконным проёмам был возвращен прежний нерастесанный вид, кроме того грунт у южной стены собора был понижен на два метра. До реставрации собор Петра Митрополита выглядел вот так.



Собор Петра Митрополита

Церковь Боголюбская и усыпальница Нарышкиных. Постройку собора Боголюбской иконы Божией Матери датируют 1684 годом. На протяжении 100 лет она служила усыпальницей рода Нарышкиных. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Это второй по значению храм монастыря. В декоре фасадов преобладают элементы традиционного узорочья: спаренные колонки, многопрофильный крепованный карниз, килевидные кокошники в обрамлении окон и в основании барабанов, которые украшены аркатурно-колончатым поясом.



Говорят, что Нарышкиных погребали в монастыре до эпидемии чумы 1771 года. До 1812 года каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Их казнили перед монастырской стеной, выходящей на бульвар.



Усыпальница Нарышкиных. Небольшое каменное здание поставлено над могилой Кирилла Полуэктовича Нарышкина (1623-1691) - деда Петра I у Боголюбской церкви. Усыпальница отличается простотой наружной обработки. Внутри под сводом часовни находится сводчатый склеп.



Колокольня с церковью Покрова над святыми воротами. Основная вертикаль комплекса - колокольня, акцентирует главный въезд на территорию монастыря - Святые ворота. Святые ворота завершены открытой площадкой гульбища. Второй ярус - надвратная церковь Покрова, выше поднимаются два восьмерика колокольни, увенчанные небольшой главкой.



С 1703 года до конца XVIII века на колокольне существовали "немецкие" часы.



Святые ворота ведут с Петровки в парадный двор. Нижний ярус имел три арочных проезда, из которых средний был шире боковых.



Церковь Толгской Богоматери. Церковь в честь Толгской иконы Божией матери построена в 1744 году архитектором И. Ф. Мичуриным к югу от колокольни на средства Н. А. Нарышкиной в память о спасении Петра в Троице-Сергиевой лавре 8 августа 1689 г. от стрелецкого бунта 1689 года. Название свое получила, поскольку именно 8 августа (по ст. стилю) чествуется Толгская икона Богоматери.



Одноглавую церковь на подклети, прямоугольную в плане, бесстолпную, с пятигранной апсидой в стиле барокко возвели между колокольней и Братским корпусом. Западный фасад, на котором раньше в центре была икона, выходит на Петровку.



Церковь Сергия Радонежского (трапезная). Церковь стоит в середине монастырского комплекса, разделяя его территорию надвое. Представляет собой двусветный трёхапсидный четверик с примыкающей с запада трапезной и парадным крыльцом, на подклете, с гульбищем на аркадах. Построена как трапезная церковь в 1690-1702 годах в стиле нарышкинского барокко. Одновременно с церковью построены Братские кельи, соединенные с ней арочным переходом.



Центральный крест храма во имя Сергия Радонежского был украшен короной, чтобы показать, что здесь молельня будущего государя. При входе в храм было построено царское крыльцо. А Трапезная церковь повторила Трапезную Троице-Сергиевой Лавры в память спасения Петра I там во время стрелецкого бунта.







Дворы монастыря соединяются широким сводчатым проездом между Сергиевской церковью и Братскими кельями. В хозяйственный двор отправимся завтра...



Продолжение

центр, Москва, монастыри, Петровка, церкви, история, история России

Previous post Next post
Up