Первый художник-путешественник М.М. Иванов

Sep 24, 2016 15:39



Вид крепости в Бендерах, 1790

Во дворце Потёмкина узнала, что в поездках по вновь приобретённым территориям князя сопровождал художник Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823), который должен был делать зарисовки в ходе путешествий. Заинтересовавшись творчеством этого живописца узнала, что он одним из первых русских художников побывал на Кавказе, в Крыму и Молдавии, и оставил красочные виды южной природы бывших владений Турции и Персии. Они выполнены в период между 1780 и 1800 годами. Остались три путевых альбома его акварелей с дорожными впечатлениями. В составе альбомов более двухсот рисунков и акварелей.
В их основе лежит архитектурный пейзаж, и главным чаще всего становится какое-либо сооружение: то монастырь в долине Кавказа, то многочисленные башни-крепости в Бендерах. Деревья, дорога, горы вдали служат лишь условным фоном, кулисами, призванными выделить главное. И фигурки людей, довольно многочисленные в акварелях Иванова, тоже связаны с архитектурой. Персонажи или сами рассматривают здание, или указывают на него зрителю.
Акварельные пейзажи М.М. Иванова входят в группу пейзажной графики, которую условно называют документальной. Вот мне и подумалось, что путешествия с зарисовками увиденного напоминают современное блогерство, а живописца Михаила Матвеевича Иванова можно назвать "самым первым блогером России".



Я.А.Васильев. Портрет М.М.Иванова. 1818. Холст, масло. С фотографии А.М.Лушева. 1870

Выпускник Академии художеств, М.М.Иванов девять лет провел в Италии и Франции. Вернувшись на родину, в январе 1780 года Иванов поступил на военную службу квартирмейстером при Генеральном штабе, вице-президентом которого являлся светлейший князь Г.А. Потемкин. С этого времени более десяти лет Иванов состоял при Светлейшем.



Князь Потёмкин с кавалерийским отрядом на набережной Невы, 1798

Основная работа Иванова была непосредственно связана с его профессиональным образованием: он зарисовывал «неприятельские местоположения» и территории, присоединяемые к России, таким образом увековечивая славные деяния своего патрона. Два путевых альбома Иванова из собрания Русского музея относятся к этому периоду его жизни. Один из них начат в 1782 году, когда художник по высочайшему повелению был послан в Армению и Грузию для «снятия» территорий. Почти на всех альбомных изображениях имеются авторские пометки с названиями мест и датировками. Поэтому легко представить маршруты этих разъездов. Несмотря на небольшой формат альбомов в простом картонном переплете (художник иногда писал на развороте двух листов), видовые зарисовки тщательно фиксируют увиденное и хорошо скомпонованы. Немногочисленные стаффажные фигурки людей оживляют пейзаж.
В 1783 году Иванов был в Эривани. Один из лучших акварельных рисунков в альбоме - «Вид трех церквей араратских в Великой Армении».



На других акварелях запечатлён главный город Грузии - Тифлис, конечный пункт назначения.



Крепость-монастырь в Грузии, 1804

Из Грузии Иванова направили в Крым, по случаю присоединения полуострова к России. На нескольких листах художник запечатлел виды местечка Карасу-Базара, где расположился русский лагерь. В акварелях представлен сам лагерь, плотина и водяная мельница близ Карасу-Базара.



Водяная мельница близ Карасу-Базара, 1783



Русский военный лагерь вблизи Карасу-Базара в Крыму, 1783

Разъезжая по полуострову, Иванов писал виды Акмечети - будущего Симферополя, Инкермана и его пещерного города. В альбоме встречаются виды Балаклавы, Генуэзской крепости, Георгиевского монастыря.



Вид Балаклавы с Генуэзской крепостью, 1783

Художник опять вернулся к Инкерману. Затем сделал несколько видов города Кафы, переименованного тогда же в Феодосию. Писал Бахчисарай, Старый Крым, Судак.



Крепость Инкерман в Крыму, 1796

В другом путевом альбоме Иванова отражено почти целое десятилетие: первые акварели были начаты в 1784 году, а завершили его рисунки 1792 года. Открывается альбом видами обширных белорусских имений Г.А.Потёмкина, расположенных в верховьях Днепра и Западной Двины. В акварелях запечатлены живописные виды части города Дубровны с церковью и мостом через Днепр.



Дубровна. Мостик, 1784

По реке Сож художник возвращался в Санкт-Петербург.



Панорама города Кричева со стороны реки Сож, копия во дворце Потёмкина

В 1785 году Иванов получает новое ответственное задание - запечатлеть путешествие Екатерины II по реке Мсте и Вышневолоцкой водной системе. Императрица пожелала осмотреть этот недавно реконструированный канал, позволивший сократить и тем самым облегчить путь по доставке хлеба в Северную столицу из центральных губерний России.
Это путешествие, организованное светлейшим князем, теперь уже генерал-фельдмаршалом Г.А.Потемкиным-Таврическим, началось в конце мая и продолжалось три недели. Екатерину II сопровождали избранные придворные и иностранные послы. Выехали из Царского Села в каретах, предполагая в Боровичах пересесть на суда. Однако это случилось только на обратном пути из Москвы. Императорская флотилия состояла из тридцати открытых галер. На закрытом судне, над которым развивался российский штандарт, находилась сама императрица.
Высокие холмистые берега Мсты, с расположенными на них редкими селениями, открывали живописные виды, которые Иванов зарисовывал не только с одной из галер, но и с берега реки.



Императорская флотилия на реке Мсте, 1785

В целой серии красочных акварелей он запечатлел не только продвижение самой флотилии, но и отдельные места, мимо которых она проплывала, например Нилову Пустынь на озере Селигер или Великий Новгород.



Вид Новгорода со стороны озера Ильмень, 1785

По завершении путешествия, в воскресный день 20 июля 1785 года, на торжественном собрании в Императорской Академии художеств М.М.Иванову было присуждено звание академика. Его он получил «по рисункам разных видов Крыма и четырех видов Царского Села». Правда, упомянутые пейзажи Царского Села всё-таки связаны с путешествием 1785 года, поскольку оно началось из этой резиденции Екатерины II.



Беседка Большого Каприза , 1780-е

Иванов сопровождал императрицу и во время ее путешествия 1787 года в Крым. Документально известно, что существовал еще один альбом (по-видимому, не сохранился), запечатлевший это важное событие.
В декабре 1790 года Иванов находился под Измаилом, и картину штурма писал с натуры. Конечно, художник наблюдал панораму сражения издалека, но историческая достоверность этой картины несомненна: художник писал её непосредственно в день штурма.



Взятие крепости Измаил 11 декабря 1790 года, 1790

1791 год закончился для художника неудачно. По дороге из Ясс в Николаев 5 октября скончался светлейший князь Г.А.Потемкин-Таврический. И хотя к этому времени Иванов имел уже чин премьер-майора, лишившись своего всесильного покровителя, он вынужден был пойти на статскую службу. Но все приближенные к князю не были обойдены вниманием императрицы. 7 сентября 1792 года последовал указ: определенному в Императорский Эрмитаж хранителем коллекции рисунков «обер-квартирмистру Михайлу Иванову повелеваем производить жалованье по тысяче рублей в год». Вскоре он женился на вдове известного гравера Г.И.Скородумова - Марии Ивановне, англичанке, которая тоже была талантливым гравером.
Новые занятия Иванова дополнялись работой по «продолжению снятых им по разным местам видов», то есть он должен был писать станковые акварели по собственным альбомным зарисовкам 1780-х годов. В 1792 году Иванов завершает свой путевой альбом. Последние листы альбома уже были посвящены Царскому Селу - загородной летней резиденции Екатерины II: тихие уголки Царскосельского парка и украшающие его достопримечательности отражают вкусы императрицы и свидетельствуют о быстром освоении художником новых пейзажных мотивов.


>
Большое озеро и Чесменская колонна, 1790



Вид в Царскосельском парке. Около 1794

Ко времени статской службы Иванова относится третий альбом из собрания Русского музея. В нем пятьдесят шесть акварелей и рисунков различных видов, главным образом Турции, России и Швейцарии.
Правление императора Павла I было ознаменовано войной против Франции в союзе с Турцией. В творчестве художника в самом конце 1790-х годов появились произведения новой тематики. В 1799 году им была выполнена великолепная акварель «Российская эскадра под командованием вице-адмирала Ф.Ф.Ушакова в Константинопольском проливе для соединения с турецкою 8 сентября 1798-го года». За это одно из лучших своих поздних произведений М.М.Иванов был награжден ценным подарком - золотой табакеркой. В 1800 году он стал преподавать в батальном классе Академии художеств.



Российская эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом

Скромные альбомы Михаила Матвеевича Иванова являются ценным художественным памятником отечественного искусства и наглядным историческим свидетельством прошлого России. Заслуги Иванова велики - он является одним из первых отечественных акварелистов, значительна роль Михаила Иванова в развитии пейзажного жанра в России. В то время, когда достойным внимания признавался архитектурый или парковый пейзаж, Иванов в своем творчестве первым из русских художников обратился к естественному сельскому ландшафту. В отличие от военных топографов он вдохнул жизнь в запечатленные им виды, приблизив видовую акварель к созданию отечественного пейзажного жанра.
В начале 1930-х годов альбом, посвященный путешествию Екатерины II в Крым, был передан на Украину, а остальные - в Государственный Русский музей.
Использована информация из журнала "Наше наследие"

Живопись, история искусства, Беларусь, Белоруссия, искусство, история России, путешествия, Кричев, художник М.М. Иванов, жизнь выдающихся людей

Previous post Next post
Up