Король и художник. Язык цветов

Jul 31, 2016 18:00



Антонис ван Дейк. Автопортрет с подсолнухом, после 1633 г. Холст, масло. Частная коллекция

У Антониса ван Дейка (1599-1641), знаменитого фламандского живописца, есть удивительный автопортрет с большим подсолнухом. И чтобы понять, почему художник изобразил себя с этим цветком, надо, оказывается, знать символику цветов. Дело в том, что символизм подсолнуха связан с солнцем. Его золотистый цвет, лепестки-лучи и способность поворачивать соцветие к солнцу сделали его символом солнца и судьбы (творца, монарха), а также верности. Видимо, изображение растения на автопортрете придворного живописца - свидетельство преданности художника своему покровителю, английскому королю Карлу I (1600-1649).

Родиной подсолнуха является Америка. Одомашнивание подсолнуха производилось в древности индейцами. По данным археологии, в остатках древних стоянок индейцев найдены глиняные сосуды, заполненные семенами подсолнечника, давность которых определена в 2000-3000 лет. Впервые семена подсолнуха были привезены в Европу возвращавшимися из экспедиции в Новую Мексику испанцами и высеяны в 1510 году в Мадридском ботаническом саду. В христианстве подсолнух считается знаком любви Господа, и знаком религиозной души (символ молитвы и монашеского послушания). В Китае подсолнух - цветок магический, символ долголетия. Кроме всего прочего, подсолнух широко распространенный символ знатности.



В 1632 по приглашению короля Карла I, которого Рубенс называл "величайшим любителем живописи из всех государей мира", Ван Дейк отправился в Англию. Там он получил должность главного живописца короля, дворянский титул и золотую цепь. Считается, что Карл впервые услышал о Ван Дейке от своей супруги, королевы Генриетты Марии. А она, в свою очередь, узнала о нём от матери - королевы Франции Марии Медичи. Но нельзя исключать, что именно Рубенс порекомендовал британскому монарху своего лучшего ученика.
Король и королева Англии постоянно заказывали фламандцу свои портреты. Тридцать пять портретов Карла I (из которых 7 - конных), 35 портретов королевы Генриетты, бесчисленные изображения королевских детей - все это свидетельствует о том, как часто обращался король к гению своего придворного художника.
Хорошо известен "тройной портрет короля", на котором король показан в трех ракурсах. Портрет был начат художником скорее всего во второй половине 1635 года, когда, как отмечали современники, король находился в полном расцвете сил. Он был очень хорошо сложен, обладал располагающей внешностью. Портрет предстояло отослать в Рим скульптору Лоренцо Бернини. Пользуясь им, скульптор должен был вылепить бюст Карла I. Папский престол задумал поднести мраморный бюст Карла I королеве Генриетте Марии с надеждой вернуть Англию в лоно католической церкви.
Ван Дейк отлично понимал, что тройной портрет будут придирчиво рассматривать римские художники и знатоки, и работал над ним с особой тщательностью. Тройной портрет Карла I сделан по пояс и изображает короля в профиль, в три четверти и анфас на фоне грозового неба. На короле три камзола разного цвета и разные кружевные воротники. Слева король придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, справа - придерживает правой рукой плащ. Взгляд у короля созерцательный и отрешенный, а весь облик его проникнут царственностью и достоинством.



Карл I в трех ракурсах, 1636 г. Холст, масло. Виндзорский замок, Национальная картинная галерея , Англия

Портрет понравился королю, и в своем письме к Бернини Карл I выразил надежду, что скульптор "изваяет наше изображение в мраморе по нашему подобию на холсте, которое вскоре ему будет выслано". Получив картину, ваятель сделал бюст Карла I летом 1636 года, а уже весной следующего года кардинал Барберини позаботился об отправке произведения в Англию. Бюст прибыл в Оутлендский дворец в июле 1637 года и был восторженно принят. Восхищенная королева наградила Барберини крупным бриллиантом .



Копия бюста Карла I

К сожалению, этот бюст оказался в числе сокровищ, погибших при пожаре Уайтхолла в 1698 году. Сейчас в Виндзоре хранится копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди со слепка.



Живопись, цветы, язык цветов, жизнь выдающихся людей

Previous post Next post
Up