В экспозиции Музея русского импрессионизма есть несколько картин художника-пейзажиста Пётра Ивановича Петровичева (1874-1947). Не очень широко известное имя, а это один из наиболее значительных живописцев в России первой половины ХХ века, продолживший в своём творчестве традиции русской пейзажной школы. Его учителями были великие русские мастера Исаак Левитан и Аполлинарий Васнецов. Под влиянием этих художников Петровичев стал мастером лирического пейзажа. Произведения Петровичева находятся в ГТГ, ГРМ, Киевском музее русского искусства и других, а также во многих частных собраниях.
Петровичев использовал в живописи многие приемы импрессионизма: писал в свободной манере, широким фактурным мазком, яркими сочными красками, достигая впечатления непосредственности. Рисовал он по большей части русскую старину, памятники древнерусского зодчества, деревенские пейзажи. Поэтому его называли "певцом русской старины".
Писал Петровичев и архитектурные памятники и интерьеры. Особое место в его творчестве занимает усадьба Шереметьевых Кусково. В собрании Музея русского импрессионизма - "Грот в Кусково", узнаваемое место для каждого, кто был в усадьбе хоть однажды.
Пётр Петровичев. Грот в Кусково, 1910-е - 1920-е
Картина "В солнечный день. Кострома" написана художником с такой теплотой и любовью, что взглянув на неё ощущаешь неспешность и простоту провинциальной жизни. Интересен ракурс, выбранный художником, - как будто, немного приподнявшись над действительностью.
Петр Петровичев. В солнечный день. Кострома, 1913
А это усадьба Льва Толстого в Хамовниках, место хорошо знакомое многим москвичам.
Пётр Петровичев. Парк в усадьбе Л.Н. Толстого в Хамовниках, 1915
Ощущение теплоты и простора вызывает и полотно "Вид на церковь Святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде". Интересен храм, один из древнейших в городе, выстроенный местным купцом Дранишниковым в 1683 году. Именно с его паперти, когда он был ещё деревянным, в 1612 году Кузьма Минин призывал новгородцев защитить Москву от польских интервентов. В своей картине художник сделал акцент на величии города, Волги вдали, широкой улицы.
Пётр Петровичев. Вид на церковь Святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде, 1918
И ещё один весенний сад, написанный уже в 1927 году.
Пётр Петровичев. Цветущий сад,1927