Апофеоз святого Бернардина, фреска Пинтуриккьо в Санта-Мария-ин-Арачели (1480-е годы)
Самое прекрасное и яркое воспоминание о Сиене - это великолепные фрески Пинтуриккьо в библиотеке Пикколомини, расположенной в левом нефе кафедрального собора. Мечтала о том, чтобы посмотреть эти фрески, ещё с момента посещения римской базилики Санта-Мария-ин-Арачели, где впервые увидела работы этого живописца эпохи Раннего Возрождения, известного, прежде всего, своими замечательными фресками. Он прошёл очень хорошую школу, поскольку в 1481-82 участвовал под руководством Перуджино, вместе с Боттичелли и Синьорелли, в росписях ватиканской Сикстинской капеллы. Затем Пинтуриккьо, единственный из "сикстинской бригады", остался в Риме и расписал там капеллу Буфалини в церкви Санта-Мария-ин-Арачели (ок. 1481-86), капеллу делла Ровере в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1488-90) и апартаменты Борджиа в Ватикане (1492-94). Именно тогда сформировался его яркий дар художника-декоратора, интересующегося не столько драматическими коллизиями сцены, сколько общей композиционной и цветовой ритмикой, связывающей фигуры, архитектуру и пейзаж в единое праздничное зрелище. На его фресках часто появляются элементы растительного и архитектурного орнамента, характерен лёгкий радостный колорит, тщательное тонкое письмо, живое воображение.
Перед тем, как представить свои фотографии сиенской библиотеки Пикколимини, хочу ещё раз вернуться к фрескам Пинтуриккьо из Санта-Мария-ин-Арачели. В первой капелле справа от входа в базилику находится шедевр Пинтуриккьо - цикл фресок "Житие святого Бернардина Сиенского", особо почитаемого за самоотверженный подвиг в борьбе с чумой. Фрески Пинтуриккио многофигурны, полны любопытных деталей, их интересно рассматривать как сцены, а вот сфотографировать довольно сложно, так как они находятся за ограждением. Но всё-таки...
1. Святой Бернардин родился в 1380 году в дворянской семье в небольшом городке Тосканы. Его отец был в то время губернатором этого городка. Оставшись сиротой в шесть лет, Бернардин воспитывался набожной тётей. Зкончив учёбу, он ушёл из дома и начал свое служение в больницах. В Сиене он работал в больнице Санта-Мария-делла-Скала. Когда в городе в 1400 году началась эпидемия чумы, он принял на себя руководство госпиталем, и в течение 4 месяцев с риском для жизни помогал больным.
2. Согласно преданию, во время одной из молитв ему явился образ страдающего на кресте Христа, после чего Бернардин раздал все свое имущество бедным и в возрасте 22 лет вступил в орден францисканцев, а через год принес монашеский обет в одном из монастырей Сиены. В 1416 году начал свои пешие странствия, проповедуя в каждом городе и каждой деревне на своем пути. Поговорить с ним приходили гигантские толпы народа. Его речи перед толпой могли продолжаться иной раз до четырёх часов.
3. В 1427 году Бернардин предстал в Риме перед судом, обвиняемый в ереси, однако сумел впечатлить папу Мартина V своей проповедью. Судебное преследование было прекращено. В том же самом году ему предложили сан епископа Сиенского, однако он отклонил предложение, ссылаясь на своё стремление продолжать подвижничество. В 1431 году он посетил с проповедью Тоскану, Ломбардию и Анкону, просле чего вернулся в Сиену, где помог предотвратить войну с Флоренцией. Также в 1431 году он отклонил предложение епископства Феррарского, и в 1435 году не принял сан епископа Урбино. После его смерти незамедлительно последовали сообщения о чудесах, и Бернардин был канонизирован в 1450 году, всего через 6 лет после своей кончины.
4. Эти фрески приписывают итальянскому живописцу Пинтуриккьо (1454-1513). Собственно, настоящее его имя и фамилия - Бернардино ди Бетто ди Бьяджо (Bernardino di Betto di Biagio). Своё прозвище Пинтуриккьо («маленький художник») получил за малый рост.
Пинтуриккьо. Автопортрет (деталь фрески в Капелле Бальони в Спелло, 1501)
5. До нас дошло не так много станковых работ Пинтуриккио. Но всё же с его именем связывают один из самых поэтичных портретов XV века - "Портрет мальчика" (ок. 1490). Этот портрет был показан на выставке Дрезденской галереи в 1955 году в Москве.
Детские портреты были редким явлением в эпоху Возрождения. Лицо мальчика задумчиво, на зрителя устремлен пытливый взгляд. Весь облик модели одухотворен, а прекрасный пейзаж на заднем плане добавляет гармонии и настроения.
Пинтуриккьо. Портрет мальчика, Дрезденская картинная галерея, около 1500
6. Базилика Санта-Мария-ин-Арачели, капеллу которой украшают фрески Пинтуриккьо, находится на вершине Капитолийского холма между Сенаторским дворцом и мемориальным комплексом Витториано.
7. Капелла Буфалини с фресками Пинтуриккьо (1481-1486) - первая справа от входа. Рассказ о базилике Санта-Мария-ин-Арачели в
http://galik-123.livejournal.com/70203.html