5 марта исполнилось 50 лет со дня смерти Анны Ахматовой. Пережившая личные трагедии, изгнанная из литературы, она прошла через все испытания, посланные судьбой. Царица поэзии с греческим профилем всегда привлекала внимание художников.
Источник К этим семи портретам Анны Ахматовой добавлю ещё один замечательный портрет 1914 года работы Ольги Кардовской. Привожу отрывки из "Заметок" О.Л. Кардовской, относящиеся к написанию портрета Анны Андреевны Ахматовой (из публикации Е.Д. Кардовской - дочери художницы, в журнале "Панорама искусств". - 1984. - 7. с. 328-331."Неизвестный портрет Анны Ахматовой".)
1914 год
"7 октября.
<...> Сегодня у меня позировала Ахматова. Пока я сделала только набросок углем, хотелось поближе ознакомиться с чертами ее лица именно в отдельности.
Общий облик как-то запечатлелся еще давно, но детали, из которых создалось это общее, не так улавливались. Она позирует как большинство, часто отдыхает н постоянно засматривает (заглядывает? - Е.К.) на холст - это мешает, Т.к. нарушает связь художника с его работой. Мне всегда кажется, что работа - это священнодействие; когда кончена работа [и она находится] на выставке - связь с художником теряется и часто самому смотреть на свою вещь больно, как будто что-то тебе одной близкое подвергается лицезрению каждого критика и стало чуждо тебе.
Ахматова своеобразно красива, очень высока и стройна.
Сейчас я ею упиваюсь; мне кажется, что не исчерпываю всего до конца. Нужно найти такой сильный аккорд, ту линию, которая объяла бы все... Не должно быть колебаний, но ясное, уверенное чувство, что иначе нельзя сделать... Но сейчас это обаяние модели царит надо мною, страшно не отвлечься, [хочется] работать и жить этой одной работой.
19 октября.
<...> Ахматова у меня бывает и позирует уже 5-й раз. Пока работаешь - такую чувствует связь с моделью, такое какое-то духовное общение; мне приятно даже вечером забежать в мастерскую и взглянуть на вырисовывающийся профиль <...>
1 ноября.
<...> Портрет сильно подвинулся, хотя пока было всего 8 сеансов, но много я работаю сама. Я перестала теперь видеть мою работу отдельно от [ее] облика, <...> Мне порой кажется, что <...> изображенный должен хранить духовные черты найденные мною и прошедшие через меня. Мне кажется, трудно судить о сходстве. Но Ахматова очень нравится портрет, Митя одобряет <...> Без числа.
Открытие отчетной конкурсной выставки Академии художеств, которая обычно устраивается в ноябре.
<...> на выставке познакомилась с Альтманом. Ужасно он напоминает наружностью Сахарова, поэтому мне было говорить с ним так легко, как со старым знакомым. Он тоже пишет портрет Ахматовой; этого портрета я не видела, но про него мне говорили, что очень ловко сделан <...>"
К этому времени портрет Анны Андреевны у моей матери почти закончен, так как дальше она пишет, что "осталось доделать пустяки, но нужно скорее заказывать раму".
"Без числа, но все еще запись от ноября.
"<...> У нас гости, в числе которых и Ахматова (...) Ахматова просила показать ей портрет, нашла, что он очень подвинулся, выразила свое восхищение и говорит, что прежде она больше всего любила портрет работы одного итальянца (Модильяни), а что теперь это ее самый любимый портрет <...>
Источник Ольга Кардовская. Портрет Ахматовой, 1914. Холст, масло. Третьяковская галерея