Москва в русской живописи и поэзии

Feb 13, 2016 19:50



Ромас Я.Д. В Южном порту столицы, 1949. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

"Москва - порт пяти морей" называется серия работ художника Якова Дорофеевича Ромаса (1902-1969), в которую входят картины "В Южном порту столицы" и "Последний караван".



Ромас Я.Д. Последний караван, 1964. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Ромас всю жизнь был художником водных просторов - он рисовал мосты и плотины, теплоходы и парусники, шлюзы, баржи и подъемные краны. Яков Ромас родился в 1902 году под Гродно, учился живописи в Москве, был женат первым браком на художнице-однокурснице Варваре Александровне Арманд (1901-1987), дочери Инессы Арманд, поэтому часто ошибочно его называют приёмным сыном Инессы Арманд. В годы Великой Отечественной войны служил на крейсере "Максим Горький" Балтийского флота. Был учеником Константина Коровина, Николая Крымова, Петра Кончаловского, автор оформления станции "Красносельская" Московского метрополитена, главный художник Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки (1950-1954).

Рассматривая раньше картину "Последний караван", не думала о том, что на ней изображён давно знакомый вид Карамышевского шлюза. Только теперь обратила на это внимание. Чтобы убедиться в правильности своего предположения, пришлось отправиться к шлюзу №9, расположенному на Карамышевском спрямлении - канале, прорытом на излучине реки в 1937 году. На фото, сделанном 13 февраля 2016 года, это место выглядит также живописно.



Стихи на ум пришли не по теме, а по случаю... Вспомнился русский поэт эпохи романтизма Николай Языков. Москву он воспел, став ее жителем, и другим указал на поэтическое достоинство этой темы:
...
О! проклят будь, кто потревожит
Великолепье старины;
Кто на нее печать наложит
Мимоходящей новизны!
Сюда! на дело песнопений,
Поэты наши! Для стихов
В Москве ищите русских слов,
Своенародных вдохновений!
                          Н. Языков
Николай Михайлович Языков (1803-1846) принадлежал к старинному и богатому роду симбирских дворян. Наследство позволило поэту жить и творить спокойно и независимо, так что в конце жизни он говорил: "Я... никогда не принадлежал и не принадлежу к несметному числу пружин, движущих ту огромную, тяжелую и скрыпучую махину, которую мы называем русским правительством".

живопись, Москва

Previous post Next post
Up