Москва в русской живописи и поэзии

Dec 06, 2015 16:40



Луи Пьер-Альфонс Бишебуа (1801-1850). Вид Лубянской площади. 1840-е годы

В 40-е годы XIX века за Москвой окончательно укрепилось признание права быть исторической и национальной столицей.
Эта мысль содержится во многих стихотворениях разных поэтов, например в популярном в своё время стихотворении К.С. Аксакова "Москва":

"Столица древняя, родная -
Её ль не ведает страна?
Её назвать, и Русь святая
С ней вместе разом названа,
У ней с землёй - одна невзгода;
Одно веселье - общий труд.
Её дела, любовь народа
Ей право вечное дают."

Общенациональный характер Москвы способствовал тому, что уроженцы других мест России, приезжая в Москву, ощущали её как родной город. И не только России - сколько европейских художников, музыкантов, архитекторов, деловых людей приезжали в Москву и оставались здесь надолго или селились навсегда.
О Джузеппе Дациаро (1806 - 1865) известно, что приехав в Россию из Италии, к началу 1830-х годов он, будучи уже купцом 2-й гильдии, занимался в Москве продажей литографированных эстампов и имел два магазина на Лубянке и Кузнецком мосту. В 1849 году стал владельцем магазина в Петербурге, а несколько лет спустя вывеска с его именем появилась и на Итальянском бульваре - в одном из самых престижных мест Парижа. Для печати литографий Дациаро сначала пользовался услугами петербургской мастерской К.И. Поля, а с середины 1840-х годов он отдавал предпочтение полиграфической базе Европы: его основным партнёром стала парижская типография Лемерсье. К работе привлекался широкий круг живописцев и литографов того времени. Среди них: Луи Пьер Альфонс Бишебуа, Филипп Бенуа, отец и сын Арну, Адольф Жан Батист Байо, Луи Жюльен Жакотте, Шарль Клод Башелье, Виктор Винсент Адам.



Иллюминация на Театральной площади во время коронации Александра II. Ж.А. Дюруи, Л.Ж. Жакотте, Ш.К. Башелье с оригинала В.С. Садовникова. 1856. Лист, посвященный коронационным торжествам в Москве 1856 года. Дациаро. Литография с тоном.



Вид Большого театра. Ж.Б. Арну с оригинала И.Е. Вивьена. Сер. 1840-х - 1850-е. Лист из альбома "Виды Москвы" Дациаро. Литография, акварель, белила, лак.



Общий вид Кремля. Л.П.А. Бишебуа. Сер. 1840-х - 1850-е. Лист из альбома "Виды Москвы". Дациаро. Литография, акварель, белила, лак.



Церковь Св. Василия Блаженного. Л.П.А. Бишебуа и В.В. Адам. Сер. 1840-х - 1850-е. Лист из альбома "Виды Москвы" Дациаро. Цветная литография, акварель, лак.



Дворянский институт, бывший дом Пашкова. Л.П.А. Бишебуа, М.Ш. Фишо, А.Ж.Б. Байо (фигуры). Сер. 1840-х - 1850-е. Лист из альбома "Виды Москвы" Дациаро. Литография, акварель, белила, лак.

Выход в свет литографированных альбомов с видами Москвы и Петербурга фирмы Дациаро стал одним из самых крупных и известных издательских проектов того времени. Литографии, составившие эти альбомы, продавались не только в магазинах фирмы Дациаро в Москве, Петербурге и Париже, но и в Лейпциге, Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. Они пользовались большим спросом, хотя стоили недешево. Успех дациаровских изданий объяснялся их художественной и историко-культурной ценностью. Литографии были мастерски нарисованы и качественно напечатаны. Кроме того, в отборе материала издатель удачно ответил запросам и русской, и иностранной публики: в России 1840-е годы стали временем всеобщего увлечения отечественной историей, а в Европе после победы российских войск над Наполеоном воцарилась мода на все русское.

живопись, Москва

Previous post Next post
Up