Делабарт Жерар. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста, 1797
Картины "Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста" (1797) и "Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Каменного моста" (1798) художника Жерара Делабарта стали своеобразным итогом его серии видов Москвы. Оба произведения, помещённые рядом, составляют единую грандиозную панораму центральной набережной города.
Делабарт Жерар. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Каменного моста, 1798
Белый цвет характерен для Москвы. Почти до конца XIX века Москва оставалась белокаменной. Красно-кирпичную кремлевскую стену Ивана III почти четыре века белили, такова была традиция, рождённая не только заботой о сохранности кирпича, но и памятью о белокаменном Кремле Дмитрия Донского. Белым, изображён московский Кремль на этих картинах Ж. Делабарта.
Эпитет белокаменная, приложенный к Москве, как раз такой, который образует образ города.
А.С. Пушкин пишет:
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ф.Н. Глинка в своем известнейшем стихотворении "Москва" ("Город чудный, город древний...") дает один эпитет, без существительного:
Ты, как мученик, горела
Белокаменная!
свидетельствуя, что этот эпитет уже давно общеизвестен и соотносим только с Москвой и что он в каких-то случаях может быть даже заменою самого слова Москва. Вплоть до 1948 года Кремль оставался белым. В 1947 году при подготовке к празднованию 800-летия Москвы в Кремле были начаты реставрационные работы. В ходе реставрации было решено перекрасить Кремль в красный цвет, что и было исполнено в течение 1947-1948 годов.
Жерар Делабард - французский живописец, пейзажист. Работал в России с 1787 по 1810 год. Ученик Жан-Мари Вьена. Сведения о нём незначительны и противоречивы, вследствие чего его нередко путали с другими иностранными пейзажистами, работавшими в России. В 1787-1790 выполнил серию видов Царского Села, заказанную императрицей Екатериной II. Настоящую известность приобрел благодаря серии из 16 видов Москвы (1794-1798), позднее гравированной. Особую популярность изображения Москвы приобрели после Отечественной войны 1812 года. Во время военных действий многие здания были разрушены и сожжены, и работы Делабарта остались бесценными свидетельствами об утраченном облике города. Московская серия Делабарта была для своего времени едва ли не самой большой и разнообразной. Гравюры с картин этой серии, напечатанные в 1799 году московским купцом И. Вальзером, сделали ее широко известной.