В воскресенье 22 ноября в одном из залов московского отеля "Метрополь" проходил антикварный салон "Вечные ценности". Наше внимание привлёк мастер-класс по старинной технике фотографии при помощи света и серебра, который провёл с демонстрацией этого процесса фотограф Анатоль Грин.
Мокрый коллодионный процесс открыл Фредерик Скотт Арчер (1813-1854) в 1851 году. Применение этого процесса, пришедшего на смену дагерротипии, существенно повысило светочувствительность и позволило получить изображение исключительно высокого качества, особенно по резкости. Это обстоятельство привело к тому, что мокрый коллодионный процесс применяется и по настоящее время в некоторых специальных областях (полиграфия, изготовление шкал и сеток и т. д.). Суть его состоит в получении фотографических негативных изображений на стеклянных пластинках с коллодионной эмульсией.
1. Особенность процесса заключается в том, что все действия (полив эмульсии, экспонирование, проявление и фиксирование) необходимо выполнить за 10-15 минут, пока не высох коллодий. Это влияет на процесс съемки, превращая его в театральное действо, в котором фотограф и портретируемый являются и актерами и зрителями.
2. Современная цифровая фотография достигла большой красочности и высокой чёткости изображения, значительно превзойдя по техническим характеристикам плёночную фотографию. Но при помощи цифровой техники очень трудно эспериментировать в художественном отражении действительности и создании психологических портретов.
3. Фотографы-энтузиасты обращаются к старым методам фотосъёмки для сохранения душевности фотографии. Старые технологии не сдаются, и фотографы-художники продолжают добиваться замечательных результатов.
4. На многие годы в нашей стране технология мокрой коллоидной фотографии не использовалась. В последнее время питерские энтузиасты возродили этот процесс - они воссоздали прежде всего фотокамеру. Фотограф Анатоль Грин снимает фотокамерой, которая была популярна во второй половине девятнадцатого века и использует коллодий на стекле для получения фотоизображения.
5. В данномом случае используется объектив, которому более 100 лет.
6. Камера - середины прошлого века.
7.
8.
9. Процесе полива пластины происходит в другом помещении. Подготовка стекла перед поливом коллодия осуществляется в специальном зажиме при помощи мела, растворенного в смеси воды и спирта.
10. Полив коллодия - необходимо вылить достаточное количество коллодия на пластину.
11. Распределить коллодий по поверхности, слив излишки с угла. Коллодий должен немного схватиться (примерно 20 секунд).
12. Далее - процесс очувствление пластины. Для создания светочувствительных галогенидов серебра в слое коллодия пластина погружается в раствор нитрата серебра, где выдерживается в течение 4-х минут. По истечении отведенного времени пластина заряжается в кассету.
13. Затем происходит экспонирование. Обычные выдержки для портретов при искусственном мощном свете составляют 3-6 секунд.
14. Проявление пластины ведется при красном свете вручную. Необходимое количество проявителя выливается прямо на пластину и распределяется по ее поверхности. Проявление длится 12-15 секунд.
15. Фиксирование происходит на свету и длится примерно минуту.
16. В качестве фиксажа используется тиосульфат натрия (гипосульфит) или аммония.
17. Ванночка с фиксажом, в котором находится пластина с проявленным изображением.
18. Модель в это время - в ожидании готового результата.
19. Пластина покрывается лаком и является единстственным оригиналом.
20. Процесс фотосъёмки закончен.
21.
22.
Подробно о мокроколлодионной фотографии