Коллекция немецкой живописи в Смоленской картинной галерее

Sep 28, 2015 10:20



Коллекция немецкой живописи в Смоленской галерее начала складываться в 1920-х годах. После революции картины, находившиеся в дворянских усадьбах и особняках, в основном стали поступать сначала в уездные музеи, а затем в губернскую картинную галерею. В 1921-1922 годах в Смоленской губернии действовали Дорогобужский, Сычевский, Ельнинский, Горецкий, Гжатский уездные музеи, Ярцевское музейное хранилище.

Немецкие художники XVII-XVIII веков, находясь под влиянием искусства голландцев, писали картины, в которых анималистические сцены близко соприкасались с пейзажным и бытовым жанром.



Картина Эллигера (1666-1735) "Молодая служанка" создана в конце 1680-х годов. Написанная в стиле рококо в свободной и изящной манере, она скорее напоминает портрет светской дамы, которому способный живописец удачно придал жанровый характер.



Оттмар Эллигер младший (?). Молодая служанка. Холст, масло

Дитрих (1712-1774), профессор Дрезденской академии художеств, обладал уникальным даром передавать манеры выдающихся европейских мастеров: голландцев XVII века (особенно Рембрандта), французских и итальянских живописцев подобно Карраччи. Портрет, включенный в экспозицию - "Бородатый старик в шубе и берете", типичная "дитриховская" модель. Своих стариков художник часто изображал в восточно-славянских одеяниях, меховых шапках, беретах, украшенных драгоценностями. Портрет соответствует моде на кабинетный стиль XVIII века.



Дитрих Христиан Вильгельм Эрнст. Бородатый старик в шубе и берете

Крола Георг Генрих (1804-1879), немецкий художник-пейзажист, родился в Дрездене в 1804 году. Для его работ характерна подчеркнутая натуральность пейзажа. В 1830 году Крола отправился в Мюнхен и проживал там до 1840 года, где стал видным членом группы художников-пейзажистов этого города и был связан с Дюссельдорфской школой живописи.



Георг Генрих Крола (Крол). Летний пейзаж, 1860. Холст, масло

Особую группу в экспозиции составляют произведения из усадеб Барышниковых - Алексино и Николо-Погорелое (Дорогобужский уезд). Коллекционированием картин в разное время занимались многие представители этого богатейшего рода, известного на Смоленщине с конца XVII века. Иван Иванович Барышников (1749-1834) живо интересовался немецкой культурой, был знаком с художниками Петербургской Академии. Свое увлечение искусством он передал детям и внукам. Его сын, Андрей Иванович Барышников (1802-1864), часто бывая за границей, покупал картины художников разных школ и направлений, собирал рисунки, графические альбомы. Так, будучи в Риме в 1828 году, он приобрел у известного немецкого художника Йозефа Антона Коха (1768-1839)  "Пейзаж с жертвоприношением Ноя". Работы этого мастера в России относятся к музейным раритетам.



Кох Йозеф Антон. Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1815

Еще одним источником формирования собрания немецкого искусства стало поступление из Московского Археологического института. В 1920-1930-е годы  была передана картина "Гепарды, терзающие оленя" Карла Андреаса Рутхарта, известного художника-анималиста XVII века.



Карл Андреас Рутхарт. Гепарды, терзающие оленя

XIX век представлен работами художников мюнхенской школы, которая была наиболее заметным и самобытным явлением в немецком искусстве. В экспозиции  - пейзажи Генриха Бюркеля, Христиана Моргенштерна, Макса Вагенбауэра, Эрнста Кайзера и других. Бюркель (1802-1869) долгое время увлекался искусством "малых голландцев" XVII века. Его работы отмечены интересом к предметному миру.



Генрих Бюркель. Улица в дождь, 1838



Генрих Бюркель. Летний пейзаж (сцена у постоялого двора). Холст, масло

Живописец и литограф Макс Иозеф Вагенбауер (1774-1829), одно из самых значительных имен мюнхенской школы, современник немецких романтиков, крупнейший представитель натуралистического направления. Вагенбауэр, проживший всю жизнь в Баварии, специализировался на изображении пасущихся стад.



Макс Йозеф Вагенбауэр. Пастух со стадом

Коллекция немецких картин составляет четвертую часть собрания западноевропейской живописи Смоленского музея-заповедника. В 1950-1990-х годах большинство произведений было восстановлено специалистами ВХНРЦ им. И. Грабаря.



В экспозиции представлен немецкий фарфор XVIII - начала ХХ веков, созданный на известных заводах Саксонии и Тюрингии, таких как Мейсенская мануфактура, фарфоровая мануфактура Карла Тиме и других. Безусловный интерес вызывают предметы, произведенные на Венской Императорской фарфоровой мануфактуре, второй по значимости после Мейсенской.





Смоленск, живопись, картинная галерея

Previous post Next post
Up