Для полноты картины о коллекции живописи Смоленской картинной галереи представлю некоторые произведения западноевропейской живописи. Эта коллекция находится на третьем этаже галереи и сложилась в основном на основе усадебных собраний. В её составе есть образцы итальянской, нидерландской, фламандской, голландской живописи периода расцвета, которые могли бы украсить любую коллекцию. Представление об искусстве Северного Возрождения даёт ряд произведений нидерландской живописи XV-XVII веков. Их немного, но есть несколько интересных работ.
Художники Северного Возрождения обычно переносили религиозную картину в реальный, привычный для человека мир. Это мог быть интерьер комнаты или городской пейзаж. Образ Богоматери на их картинах носил обычно менее отвлеченный, чем у итальянцев, характер.
Нидерландский художник конца XV века, школа Ханса Мемлинга (около 1440-1494). Мадонна с младенцем. Дерево (дуб), масло
Все нидерландские художники периода раннего Возрождения работали по заказу церкви, и главным видом их деятельности была роспись алтарей. Сюжеты двух алтарных створок, экспонируемых в Смоленской художественной галерее, посвящены известным евангельским сюжетам. На левой створке представлен сюжет "Христос и грешница" - одна из множества библейских притч о любви к ближнему. Фарисеи привели к Иисусу распутницу, требуя, чтобы та была побита камнями. Но Он ответил: "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень". Все разошлись, а женщине Иисус сказал: "Я не осуждаю тебя; иди, но не греши впредь". По значимости и художественным достоинствам эту работу можно причислить к лучшим творениям нидерландских художников XVI века.
На правой алтарной дверной створке - картина "Исцеление расслабленного". Сюжет, посвящённый одному из многочисленных чудес, совершенных Христом. К нему принесли парализованного, лежащего на постели. Христос приказал больному: "Встань и иди". И тот встал и пошел в дом свой. Народ, видя это, "прославил бога, давшего такую власть человекам". Живопись настолько насыщена, что кажется, будто произведение написано только вчера, а не 500 лет назад. Это достигается благодаря технологиям: художник писал на белом грунте тончайшими лессировками так, чтобы белый грунт просвечивал сквозь них. Именно поэтому краски остались свежими, яркими. Используются и другие приёмы, например контурный рисунок кистью в завершающей стадии работы. Стремление к графической ясности, любовь к деталям и обострённое чувство реальности жизни, вообще, характерны для изобразительного искусства Нидерландов начала XVI века.
Левая алтарная створка - Христос и грешница. Правая алтарная створка - Исцеление расслабленного
В XVI веке в Нидерландах художники впервые обратились к жизни небогатого городского бюргерства, крестьянства, к народной жизни.
Мартин ван Клеве (1520-1570) - уроженец и житель Антверпена, был последователем Питера Брейгеля. Он никогда не выезжал из родной Фландрии, и умер в возрасте пятидесяти лет. Все его четыре сына стали художниками.
Мартин ван Клеве старший (?) (1527-1581). Встреча Исава с Иаковом. Холст, масло
Мартин Ван Клеве (младший), живший во второй половине XVI века - типичный представитель школы старонидерландской живописи. Его картина "Обед в крестьянской семье" - бытовая сцена. Работа написана на деревянной доске. А поступила в Смоленск она из Музея изящных искусств имени Пушкина, в 1930 году.
Художник обладал редкой способностью - видеть красоту в самых простых вещах. С большим вниманием изображены костюмы, элементы интерьера, столовые приборы. Всё это составляет фон для раскрытия сюжета - яркой жанровой зарисовки. Глядя на картину, мы понимаем по тонкости в изображении мимики, жестов, движений, что все персонажи картины увлечены беседой. Кажется, что если внимательно всмотреться в картину, она заговорит голосами своих героев.
Мартин ван Клеве младший (?) (1556- после 1604). Обед в крестьянской семье. Дерево, масло
В XVI веке произошло разделение Нидерландов на Южные и Северные провинции. Земли юга Нидерландов вошли в состав государства, получившего название Фландрии. К XVII веку и нидерландская школа живописи окончательно разделилась на фламандскую и голландскую. XVII век стал для Северной Европы поистине "золотым веком" искусства. Основным заказчиком оставалась католическая церковь, а наиболее распространенным видом крупного живописного произведения была композиция, помещавшаяся над алтарем. К подобному типу алтарной картины относится работа "Поклонение волхвов" неизвестного фламандского художника XVII века, предположительно Яна Коссирса. Эта картина является одной из жемчужин Смоленской художественной галереи.
Подношение даров новорожденному Христу: золото - как царю, ладан - как богу, благовонное масло - как смертному человеку. Когда Бого-младенец родился, на небе зажглась чудесная звезда. Её появления ожидали волхвы - восточные мудрецы-звездочеты, и, следуя за звездой, оказались в Вифлееме перед родившимся Мессией, о котором пророчествовали и говорили как о новом "царе иудеев". Мадонна на картине - цветущая земная женщина, похожая на простую горожанку, маленький Христос - здоровый, пухлый ребенок, а библейский сюжет только намёк на мир горний. Фламандское искусство XVII века, вообще, отличалось своим жизнеутверждающим характером.
Неизвестный художник XVII века. Поклонение волхвов. Холст, масло
Ян Мейтенс (1614-1670) - голландский живописец "золотого века". На протяжении всей своей жизни Мейтенс был модным портретистом в Гааге. Он получал заказы от видных граждан, представителей знати и высокопоставленных чиновников, от голландской королевской семьи, писал также исторические аллегории. Его портреты можно разделить на две основные группы: портреты отдельных лиц (в полный рост, в три четверти и половину роста) и семейные портреты.
В Смоленской галерее представлен прекрасный женский портрет кисти этого художника.
Ян (Иоханнес) Мейтенс (около 1614-1670). Портрет дамы в желтом платье. Холст, масло
Голландского художника Яна Асселейна (1615-1652) называли также "маленький краб" из-за руки, скрученной параличом. Он жил в Италии (1635-1642), затем в Париже и возвратился в Амстердам в 1647 году. Художник нашёл свой пейзажный стиль только по возвращении в Голландию, где стал родоначальником жанра пейзажа, в котором детализация контрастирует с необъятной и пышной природой, освещенной идеально чистым светом.
Ян Асселейн (около 1615-1652). Зимний пейзаж, 1634. Холст, масло
В число наиболее талантливых портретистов первой половины XVII века входил Михель ван Миревельт (1567-1641). Художник основал огромную мастерскую и школу портретной живописи в Дельфте, где работал со своими сыновьями и многочисленными учениками. Результатом совместной работы стал "Женский портрет", в котором сам Миревельт писал скорее всего лицо и руки, а ученики - одежду, аксессуары и фон.
Михель ван Миревельт. Женский портрет. Вторая четверть XVII века
Из Сычевского музея (имения Паниных Дугино) в 1920-х годах поступили полотна голландских художников, в числе которых был и замечательный "Натюрморт. Десерт" неизвестного мастера. В 2009 году немецкий исследователь Эберт Берндт в своем каталоге-монографии выявил авторство произведения. Художником оказался голландский мастер натюрморта Симон Люттихейс (1610-1661). Натюрморт Симона Эберта Люттихейса относится к типичным произведениям зрелых лет художника, когда он в совершенстве владел всеми средствами художественной выразительности. На бархатной скатерти небрежно расставлены дорогие предметы и разложены изысканные угощения - такое изобилие и роскошь были чертой всех голландских "десертов"
Люттихейс Симон Эберт. Натюрморт. Десерт
С творчеством Яна Бота (1618-1652) в голландскую пейзажную живопись вошел солнечный свет. Он считается одним из лучших мастеров итальянизирующего пейзажа. Был очень известным художником еще при жизни, выполнил большое количество картин на заказ для европейских придворных кругов.
Ян Бот. Путники у источника
Следующей будет коллекция итальянской живописи.