Выставка "Новое общество художников". Продолжение

Jan 10, 2025 12:00




Начало
Продолжим осмотр выставки Нового общества художников, увидеть которую можно в Музее русского импрессионизма до 26 января.Творчество Нового общества оказалось созвучно поэзии Серебряного века, поэтому работы художников в экспозиции сопровождаются стихами Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Максимилиана Волошина и Сергея Есенина, а разделы выставки получили названия известных поэтических сборников. На третьем этаже - это "Киммерийская весна" и "Соловьиный сад".

В 1910 году Максимилиан Волошин поселяется в Коктебеле и публикует новый стихотворный цикл «Киммерийская весна». Киммерией в античной историографии именовали Северное Причерноморье. В доме-мастерской поэта и художника собирались живописцы и литераторы: Аристарх Лентулов, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв. Тогда же в Москве выходит волошинский сборник «Годы странствий» с иллюстрациями Богаевского.



Константин Богаевский. Киммерийская область. 1910. Холст, масло. Серпуховской историко-художественный музей

Константин Богаевский был учеником Архипа Куинджи в Академии художеств, выставлялся в Мюнхене, его работы экспонировал Сергей Дягилев в Париже. Его картины-гобелены, созданные для интерьера выстроенного Фёдором Шехтелем особняка Зинаиды Морозовой в Москве, стали эмблемой русского модерна.





Константин Богаевский. Генуэзская крепость, 1907-1908. Холст, масло. Пермская художественная галерея



Константин Богаевский. Пустынная страна. Феодосия, 1903. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан



Константин Богаевский. Берег моря, 1907. Холст, масло. ГТГ



Константин Богаевский. Облако. Эскиз, 1910. Холст, масло. Краснодарский художественный музей им. Ф.А. Коваленко

Когда Богаевский перерабатывает собственные впечатления от посещения Италии, привычная «гобеленовая» расцветка уступает место красочным акцентам.



Константин Богаевский. Воспоминание об Италии, 1910. Холст, масло. Дагестанский музей изобразительных искусств



Константин Богаевский. Рисунки, 1906-1908



Константин Богаевский. Рисунок, 1906. Бумага, акварель, итальянский карандаш. Вятский художественный музей им. Васнецовых

Сегодня искусствоведы говорят о Киммерийской школе живописи - художниках из Крыма, писавших стилизованные пейзажи. В похожей манере работали живописцы-символисты Саратовской школы, а также московская "Голубая роза", участники которой - Николай Милиоти и Николай Крымов, также экспонировали свои картины на выставках НОХ.



Николай Милиоти. Закат, 1900-е (?). Дерево, масло. Краснодарский художественный музей им. Ф.А. Коваленко



Николай Крымов. Под солнцем, 1905. Холст на картоне, масло. ГРМ





Владимир Бехтеев. Имение Парусное. 1907. Бумага на картоне, акварель, белила. Частное собрание

В 1906 году Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) взялся за выполнение «интерьерного» заказа: он создает декоративное панно с сюжетом на мифологическую тему для гостиницы «Большая Московская», располагавшейся на Воскресенской площади в Москве (ныне площадь Революции). Это была первая реализованная монументальная работа художника: панно длинной 11 метров было выполнено темперой на холсте к началу декабря 1906 года. В 1907-м эскиз «Сумерек» был показан на 4-й выставке НОХ, а полученный гонорар позволил Евгению Лансере два месяца путешествовать с женой по Италии. В 1930-е годы основная часть «Большой Московской» вошла в состав здания гостиницы «Москва», проектировавшегося Алексеем Щусевым, - панно Лансере до наших дней не сохранилось.



Евгений Лансере. Сумерки. Декоративное панно для зала ресторана гостиницы «Большая Московская». 1906. Бумага на холсте, темпера. ГРМ

Вспыхивающий яркими цветами «райский» сад Александра Гауша, серебрящиеся березы Николая Околовича, выбеленный солнцем луг Николая Крымова, «пуантель» яблоневых крон Ольги Делла-Вос-Кардовской - вот далеко не полный перечень стратегий работы с природными сюжетами членов-экспонентов Нового общества художников.



Александр Гауш. Пейзаж. 1900-е. Холст, масло. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого



Николай Околович. Берёзы. Этюд. Конец XIX в. Бумага на картоне, масло. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого



Александр Гауш. Берёзы. 1910-е. Холст, масло. Чувашский художественный музей, Чебоксары



Ольга Делла-Вос-Кардовская. Яблони. 1914. Картон, масло. ГРМ





Сцена из древнегреческого мифа Веры Царевской написана с использованием приемов древнерусской иконописи, а ее супруг Павел Наумов вдохновляется ренессансными фресками из тосканских палаццо.



Вера Царевская. Афродита и Адонис. 1910-е. Холст, масло, бронзовая краска. Ярославский художественный музей



Павел Наумов. Фантазия на мифологическую тему. 1906. Бумага, темпера. Собрание Романа Бабичева



Михаил Иванов. Пейзаж, 1890-е. Холст, масло. Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств



Николай Околович. Лес. Дубки. Этюд. 1900-е



Видеообзор выставки для желающих пройтись по экспозиции:

image Click to view



Куратор выставки: Ольга Юркина - специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма
Источники информации - материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах; www.kommersant.rusnob.ru

живопись, музей русского импрессионизма, #выставкивмоскве, искусственные параллели

Previous post
Up