Центр «Зотов» совместно с Бахрушинским музеем представляет выставку «От утопии к театру» к 150-летию Всеволода Мейерхольда. Выставка рассказывает об относительно коротком периоде творчества Всеволода Мейерхольда, который принято называть конструктивистским. Пять спектаклей, поставленных режиссером с 1922 по 1924 год, - «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина», «Земля Дыбом», «Д. Е.» и «Лес» - это пять попыток совершить переворот в театре. Выставка рассматривает эволюцию и практику диалога между конструктивизмом и театром: что вообще значит конструктивизм в театре, как менялся подход Мейерхольда и как его революционные режиссерские решения соотносились с эпохой социальных утопий и новых представлений о человеке и обществе.
Разочаровавшись в литературности и изобразительности профессионального театра, Мейерхольд обращается к конструктивизму: он пытается переосмыслить организацию действия, актерское мастерство, декорацию. Он стремится «раздеть» театр, избавить его от украшательств прошлого, заменить архитектуру инженерной конструкцией, изобрести новую технику и биомеханику игры. Мейерхольд открывает свою театральную студию и знакомится с передовыми художниками своего времени. Среди них Любовь Попова и Варвара Степанова - ведущие представительницы московского конструктивизма, новаторские принципы которого оказались созвучны поискам самого режиссера. Вместе с ними он придумывает трансформирующуюся мебель, прозодежду, «оголяет» сцену, впервые показывая зрителям кирпичный задник и кулисы, а затем и вовсе выходит за пределы театра, используя «внесценные» декорации, которые легко перемещались по городу, что позволяло играть спектакли в скверах и парках по всей Москве.
Алиса Порет. Портрет Всеволода Мейерхольда, 1938. Холст, масло. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Экспозиция выставки представляет из себя три концентрические окружности. Самая малая, вокруг конвейерного барабана в центре этажа, иллюстрирует биографию Мейерхольда. При этом его рождение в 1874 году и расстрел в 1940-м сходятся в одной точке. Следующая окружность показывает важнейшее изобретение Мейерхольда - биомеханику, технику воспитания актера, которую Мейерхольд впервые вводит в практику в работе со своими студентами. Самое большое кольцо имеет пять остановок, по числу спектаклей, представленных в экспозиции.
На выставке представлены реконструкции и эскизы костюмов; живопись; графика; фотографии сцен, спектаклей и конструкций; рисунки-чертежи; негативы рукотворных титров и афиши. Среди реконструкций, созданных центром специально к выставке, - реквизит к спектаклю «Великодушный рогоносец», макет декорации к спектаклю «Земля дыбом» и основной элемент декорации - «дороги», к спектаклю «Лес».
Фото к спектаклю "Великодушный рогоносец". Театральный музей им. А.А. Бахрушина. Нижний ряд - З. Райх, верхний - В. Зайчиков, М. Бабанова
Реконструкция к спектаклю "Земля дыбом"
Отчетливее всего эстетика и идеи конструктивизма проявлены в спектаклях 1922 года «Великодушный рогоносец» и «Смерть Тарелкина». Первый оформила Любовь Попова. Она создала абстрактную «установку» с подвижными частями в виде дверей, колес и лопастей, которые вращались все быстрее по мере того, как сценическое действо набирало обороты. Над вторым спектаклем работала Варвара Степанова - придуманная ею «мебель» была с подвохом: стул стрелял, стол подпрыгивал.
Реконструированные костюмы к спектаклю "Смерть Тарелкина"
Мебель-трансформер
Фото к спектаклю "Земля дыбом", 1923. На последнем фото повар - Э.П. Гарин. Театральный музей им. А.А. Бахрушина.
Важнейшим ответом конструктивизму со стороны театра стала биомеханика Всеволода Мейерхольда. Техника общего физического тренажа актера, выработанная режиссером на основе открытий современных ему физиологов и неврологов вошла в учебную программу Государственных высших театральных мастерских. Биомеханика началась как занятия по сценическому движению и гимнастике и в работе со студентами оформилась в отдельный вид упражнений. Выступая против культа laquo;переживания», порожденного системой Константина Станиславского, Мейерхольд утверждал, что актер должен знать возможности и механику своего тела досконально, что свобода творчества и импровизация должны основываться на конкретной системе упражнений, на развитии физических способностей актера и быстроте реакции.
По мнению Мейерхольда, современный человек, живущий в условиях механизации, не может не механизировать двигательные процессы своего тела. Режиссер видел в механизации движения важнейший элемент актерской профессии. Такая система позволяла не только экономить силы, но и оказывать максимальное воздействие на зрителя. Мейерхольдовский актер приравнивался к умелому рабочему, каждый жест которого обусловлен производственной задачей. Актер становился машинистом. который полностью управляет своим телом. В полной мере воплотившись в спектакле «Великодушный рогоносец», хореографический язык биомеханики был затем вплетен в лексику всех мейерхольдовских актеров. Мейерхольд был верен утопической мечте: он хотел повсеместно - и в армии, и на заводе, везде - внедрить биомеханику в жизнь нового советского человека. В течение нескольких лет эти упражнения действительно вызывали большой интерес, но он быстро угас, померкнув перед зрелищностью и мощью гимнастики легкой атлетики и спортивных парадов.
Варвара Степанова. Две фигуры с мячом, 1920. Бумага, гуашь
Cпектакль поставлен по пьесе Михаила Подгаецкого «Даёшь Европу», написанной по мотивам романа-антиутопии Ильи Эренбурга «Трест Д. Е» . Восемь персонажей играли сорок четыре актера. Чаще всего критики вспоминают о знаменитом мейерхольдовском актере Эрасте Гарине, который исполнил в «Д.Е.» семь ролей. Кроме того, в спектакле впервые был показан «номер» биомеханики, визитной карточки Мейерхольда тех лет, то, что до сих пор использовали как актерское упражнение, вплеталось в ткань спектакля. Связанный с биомеханикой конструктивизм, который еще недавно был стилистической основой мейерхольдовских постановок, теперь высмеивался со сцены актерами. Задействованный джаз-банд Валентина Парнаха становится сенсацией. Сегодня выход его музыкантов считается одним из первых джазовых концертов в России.
В центре «Зотов» - до 19 января 2025.
Источники информации - материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах