Искусственные параллели по средам
Выставка посвящена восточной коллекции Петра Ивановича Щукина и поделена на разделы по географии происхождения произведений: Персия, Османская империя, Индия, Китай, Япония. Внутри каждого раздела есть блоки по материалам: текстиль и ковроткачество, керамика, лаки, металл, живопись, шёлк, стекло, резьба по камню, эмали, фарфор, мебель, оружие. Экспозиция собрана из трёх институций - Исторического музея, Государственной исторической библиотеки и Музея Востока (более 200 предметов).
Пётр Иванович Щукин (1853-1912) принадлежал к одной из самых известных и влиятельных московских купеческих династий. Семья славилась своей удивительной страстью к коллекционированию: пять из семи братьев Щукиных сформировали значительные собрания предметов искусства, исторических артефактов и книг. Каждый из них имел свой предмет увлечения. Особенно известно собрание импрессионистов и постимпрессионистов Сергея Щукина, не менее любопытны коллекции западноевропейской живописи, фарфора, эмалей Дмитрия, Николая и Ивана Щукиных. Коллекция Петра Щукина поражает своим разнообразием: здесь и церковные облачения и ритуальная утварь, оружие, резная кость, изделия из дерева, исторические портреты, письменные исторические источники, археологические находки. Ещё одной отличительной чертой коллекции Щукина от других собраний являлось то, что Щукин последовательно составлял её каталоги.
А.О. Карелин. Портрет Петра Ивановича Щукина. 1900. Холст, масло. ГИМ
К 1893 году Пётр Иванович построил первый корпус своего музея «Российских древностей», который постоянно расширялся. Подробнее о
Тереме в русском стиле на Малой Грузинской, теперь его занимает Государственный биологический музей.
В 1905 году П.И. Щукин передал свой музей вместе с коллекцией в дар Историческому музею, где большая её часть находится и поныне.
Библиотека попала в фонды Государственной исторической библиотеки, часть картин и драгоценных предметов - в Государственную Третьяковскую Галерею и Оружейную палату. Некоторая часть восточного собрания П.И. Щукина после революции была передана созданному в 1918 году Музею Восточных культур.
Персидские вещи в коллекции П.И. Щукина. Иранские предметы были систематизированы П.И. Щукиным в 1907 г. в каталоге «Персидские вещи Щукинского собрания». Многие описания в этом каталоге настолько интересны, что были использованы на выставке в качестве дополнения к этикеткам.
Кувшин с растительным орнаментом и Ваза. Вторая половина XIX в. Иран. Фаянс, глазурь, подглазурная роспись. ГИМ
Фрагмент ткани. Иран, XVII в. Бархат, нить металлическая, ткачество. Из коллекции Музея Востока
Тарелка. Иран, XVIII-XIX в. Фаянс, глазурь, подглазурная роспись кобальтом. Из коллекции ГИМ
Ларец со съёмной крышкой. Иран, середина XIX в. Папье-маше, грунт, краски клеевые, золото, лак, формовка, живопись
Юноша с зайцем. Иран. Вторая половина XVIII в. Холст, масло
Фрагменты тканей. Турция. Первая половина XVII в. Бархат, нить металлическая
Фрагмент ткани кемха. Турция. Конец XVI - начало XVII в. Шёлк, нить металлическая. - Завеса михраба. Турция. Начало XIX в. Хлопок, шёлк, бархат, нить металлическая. - Фрагмент бархатной ткани чатма. Турция, Бурса (?). Конец XVI в. Бархат, нить металлическая
Православное церковное облачение, сшитое из восточных тканей
Фрагмент ткани. Турция, первая половина XVIII в. Шёлк, нить металлическая, ткачество. Из коллекции Государственного музея Востока
Китайские вещи в коллекции П.И. Щукина. Китайские предметы особенно интересовали Петра Ивановича в контексте их связей с русской культурой. Исследователи отмечают прозорливость П.И. Щукина: он собирал предметы, которые интересовали редких ценителей, но в настоящее время можно только подивиться своевременности его покупок и точности вкуса. Часто его интерес происходил из увлечения любопытной технологией создания или материалом. В коллекциии - мебель, металл и эмали, фарфор.
Чайница. Китай, мастерские Гуанчжоу. Середина XVIII в. Металл, эмаль
Чайник для вина. вазочка Китай, мастерские Гуанчжоу. Первая треть XVIII в. Металл, эмаль, полихромная роспись эмалями
Иконография Будды в китайском искусстве формировалась на основе индийской художественной и религиозной традиции. Здесь Будда представлен в наиболее классическом виде: сидящим в позе лотоса, с ладонями, сложенными одна в другую (жест созерцания), удлинёнными мочками ушей (признак мудрости), выростом-ушнишей на голове (символ просветления). На груди Будды восточная свастика (в китайском варианте вань) - древний солярный символ, скорее всего пришедший в Китай из Индии. В данном случае она символизирует воспроизведение буддийского Канона, или смирение Будды, иногда может быть символом сердца Будды, однако вообще в Китае из-за сходства со звучанием другого иероглифа «вань» («десять тысяч») стала символом бесконечности времени и пространства. Интересно, что китайцы не делали различий между «право-» и «левосторонней» свастикой, наделяя их одним положительным смыслом.
Будда. Китай, XVII в. Бронза, позолота. Из коллекции Музея Востока
Кресло. Китай, XIX в. Дерево, мрамор, перламутр, резьба, инкрустация. Из коллекции Музея Востока
Фрагменты «рытого» китайского бархата (в котором узор из ворса совмещается с гладким фоном) были среди первых китайских вещей, приобретенных Щукиным. Роскошный образец содержит сложную благопожелательную символику с повторяющимися элементами. Это дракон и феникс, играющие с пламенеющей жемчужиной хо чжу. Дракон традиционно считался символом императорского мужского начала ян, феникс - женского начала инь и знаком императрицы. Пылающая жемчужина представляла собой визуально переданный звук грома и блеск молнии, другими словами - высшую квинтэссенцию напряжения небесных сил. Вместе эти элементы часто составляли набор эмблемы-шиэр, использовавшиеся в императорском облачении как опорные символические единицы. Дракон играющий с небесной жемчужиной изначально представлял мощь и дуализм небесных сил, позднее дракон-феникс с жемчужиной стали восприниматься и как свадебный символ. Здесь же можно увидеть квадратный амулет из состава императорского парадного облачения с благопожелательным узором фу-фу - парной комбинацией меандра. Прообраз этого странного узора как считается уходит в глубину веков и относится к иньской эпохе (XVI-XI вв.). Возможно, в нем зашифрован облик жертвенного топора как знака правосудия. Остальные символы совмещают в себе буддийские и некие природные группы или «драгоценности», каждая из которых награждается устойчивым смыслом в контексте появления на определенном костюме. Это ветка коралла, парные бивни слона, рулон шелка (семейное счастье) или книжный свиток (символ учености), музыкальный инструмент шэн (вариант губного органа - любопытно, т.к. духовые инструменты часто намекали на эротический подтекст). Здесь же могут оказаться интерьерные украшения.
Япония в коллекции П.И. Щукина. Японские вещи, как и китайские, Пётр Иванович скорее всего покупал в Париже - тем более что мода на них в последние десятилетия XIX в. неуклонно росла. Любопытно, что именно с дальневосточными предметами в собраниях Петра Ивановича Щукина и его брата Сергея Ивановича, который, судя по всему, куда больше тяготел к эстетике Китая и Японии, до сих пор существует некоторая путаница относительно принадлежности многих из них.
Кабинет тансу. Япония, XIX век. Дерево, лак, лак с позолотой, металл, инкрустация, роспись, ковка, гравировка. Из коллекции Музея Востока
Будда Амида. Япония, XIX в. Дерево, лак золотой, резьба. Из коллекции Музея Востока
Утагава Кунисада I (Тоёкуни III). "Ро" из серии "Изображение ста персонажей". Япония, 1858. Бумага, цветная ксилография, из коллекции Музея Востока
В основе сюжета этой гравюры лежит эпизод театральной постановки, рассказывающей о фантастической кошке. Когда герои пьесы достигают 38-й станции тракта Токайдо, в полуразрушенном храме они встречают пожилую женщину, которая предлагает им ночлег. Но приветливая старушка оказывается злобным духом, которая промышляет тем, что заманивает в храм проходящих путников, а ночью, обернувшись огромной кошкой, убивает и пожирает их.
Утагава Кунисада I. Сцена из пьесы «Слоговой дневник дороги Токайдо». Япония. 1861. Бумага, цветная ксилография
Чайник кюсу с изображением золотых черепах. Япония. Конец XIX - начало ХХ в. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. ГИМ
Тарелка декоративная. Япония. Конец XIX - начало ХХ в. - Курительница на трех ножках. Япония. Конец XIX в. Обе: Керамическая масса, надглазурная роспись, золочение. ГИМ
Индия в коллекции П.И. Щукина. Предметы индийского искусства в собрании Петра Ивановича Щукина преимущественно представлены миниатюрами. Среди них - шедевры могольской живописной школы, миниатюры из ранней рукописи Бабур-наме (ок. 1593 г.). Замир ад-Дин Мухаммад Бабур (1483-1530) - основатель династии Моголов в Индии, полководец, обладавший даром не только политика, но и литератора. Его воспоминания «Бабур-наме» сложились из записок, которые Бабур делал в течение своей яркой и полной побед и лишений жизни. Миниатюры Щукин получил в подарок от А.В. Морозова, коллекционера и мецената, знатока и ценителя русского фарфора в 1906 г.: «От Алексея Викуловича Морозова сорок восемь драгоценных миниатюр из персидской рукописи XVI в., замечательных по тонкости своего исполнения. Эти миниатюры были вырезаны из «Бабернамэ», сочинения первого великого могола Индии - Бабера, правнука Тамерлана». Сам А.В. Морозов же приобрел их на Нижегородской ярмарке. Известно, что пару миниатюр П.И. Щукин купил у Генриха Афанасьевича Брокара (1836-1900), предпринимателя и основателя одной из крупнейших парфюмерных фирм рубежа веков. Рукопись из собрания Щукина была выполнена около 1593 года и является одной из первых и ценнейших.
Штурм войсками Бабура крепости Баджаур (событие 7 января 1519). Миниатюра из рукописи "Бабур-Наме", Северная Индия, 1590-е гг. Бумага, краски клеевые, живопись. Из коллекции ГИМ
Жители Нилаба подносят Бабуру дары (1519). Миниатюра из рукописи "Бабур-Наме", Северная Индия, 1590-е гг. Бумага, краски клеевые, живопись. ГИМ
Нападение узбеков на посланников Шах-Мансура (событие 1507-1508). Миниатюра из рукописи "Бабур-Наме", Северная Индия, 1590-е гг. Бумага, краски клеевые, живопись. Из коллекции ГИМ
Приключение во время плавания Бабура на плоту по реке Пенджхир (1519). Миниатюра из рукописи "Бабур-Наме", Северная Индия, 1590-е гг. Бумага, краски клеевые, живопись. Из коллекции ГИМ
Рыба какка и дерево манго. Крокодил и гангский дельфин. Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые
Портрет женщины. Миниатюра, Индия, XVII в. Бумага, картон, краски клеевые, золото, живопись, аппликация. Из коллекции ГИМ
Купающиеся в реке Ширин. Миниатюра, Индия, XVII в. Бумага, картон, краски клеевые, золото, живопись, аппликация. Из коллекции ГИМ
Миниатюры относятся к серии Рагамала - уникального жанра, в котором иллюстрируются определённые эмоциональные состояния музыкальных ладов-раг. Рага - принцип построения мелодии в классической индийской музыке, основанный на импровизации в рамках некоего регламента. Каждая рага исполняется в определённое время суток, ассоциируется с определённым временем года или погодой, а благодаря живописи - и с определёнными человеческими чувствами или переживаниями. На первой миниатюре изображён мужчина на террасе, наблюдающий за рассветом. Следующая Рагини Биливал выражает эмоции, испытываемые в предвкушении встречи с возлюбленным. На третьей миниатюре запечатлена сцена игры влюблённых в лучах закатного солнца
Рагини Малава. Индия. XVIII в. Бумага, краски клеевые, белила, золотая краска
Рагини Биливал. Миниатюра, Индия, XVIII в. Бумага, краски клеевые, золотая краска, живопись. Из коллекции ГИМ
Дарбар Аурангзеба. Миниатюра. Индия, XVIII в. Бумага, краски клеевые, белила, золото, живопись. Из коллекции
Пир в доме Бади аз-Заман мирзы в Герате (событие 1506-1507). Миниатюра из рукописи Бабур-наме. Северная Индия, 1590-е гг. Бумага, краски клеевые, живопись. Из коллекции Музея Востока
Охота Бабура в долине Каттаваза (событие 1506-1508). Миниатюра из рукописи Бабур-наме, Северная индия, 1590-е гг. Бумага, краски клеевые, живопись. Из коллекции Музея Востока
Сосуд с крышкой и Топорик со стилетом в рукоятке. Индия, XIX в. Металл, ковка. Из коллекции ГМИ
Источники информации - материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах