Антики, собранные из мелких кусочков

Oct 18, 2024 14:07




В главном здании Пушкинского музея до 20 октября проходит выставка «Vita Nova: Двадцать лет восстановления античных терракот в ГМИИ им. А. С. Пушкина (2004-2024)». В экспозиции представлено 13 памятников искусства из разных художественных центров античного мира. Все они датируются VI-II веками до н. э. и представляют собой фигурки из обожженной глины. Эти фигурки дарили богам, клали в могилы умершим, они служили детям игрушками. Исполнение каждого из этих предметов - голов, статуэток и сосудов, оригинально и выразительно, все фигуры и головы отличают хорошо проработанные, живые детали. Интересно происхождение этих предметов.

В отделе искусства и археологии Античного мира музея хранится около полутора тысяч античных терракот из числа художественных ценностей, перемещенных после победы нашей страны над фашистской Германией. Ранее они принадлежали Античному собранию Государственных музеев Берлина. Судьба этих памятников трагична. Они находились в одном из бетонных бункеров в берлинском районе Фридрихсхайн, где в мае 1945 года, уже после подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, произошел взрыв, подготовленный нацистскими диверсантами. В хранилище начался сильный пожар. Многие предметы безвозвратно погибли в огне, другие превратились в груды обломков, обгоревших и залитых гудроном.

Неординарная голова юноши с красивой и сложной прической, возможно, принадлежит Аполлону, богу гармонии и света.



Голова Аполлона (?) Реставрация: Л.В. Левко, 2004. Италия (?). Начало III в. до н.э.

Величавая фигура мужчины на троне, возможно, изображает героизированного умершего; такие фигуры находят в основном в погребениях.



Сидящий на троне мужчина. Сборка фрагментов Л.И. Акимова. Реставрация М.Г. Антонович, 2005. Кипр. Марион. 1-я половина IV в. до н.э.

Четыре терракоты происходят с острова Кипр, служившего мостом между Древним Востоком и Западом. Среди них - фрагмент великолепной головы богини Афродиты-Астарты из Пафоса, в богатом уборе и с кольцом в носу. Некогда она принадлежала пионеру кипрской археологии Луиджи Пальма ди Чеснола - американскому консулу на Кипре, первому директору музея Метрополитен в Нью-Йорке.



Голова Афродиты-Астарты в диадеме. Сборка фрагментов Л.И. Акимова. Реставрация Е.О. Минина, 2013. IV в. до н.э.

Протомы богов (изображения верхней части фигур) почитатели вешали на стены ограды храма или ветви священных деревьев. Замечательный их образец - полуфигура богини в короне, окаймленной серией бусин.



Протома богини в короне с жемчужником. Сборка фрагментов Д.А. Калиничев. Реставрация Л.Н. Андреева, 2017. Италия. IV в. до н.э.

Группа двух богинь из Китиона, крупнейшего царства Кипра, представляет, возможно, Деметру и Кору; в период классики острота кипрского стиля смирялась под влиянием эллинов «благородной простотой и спокойным величием» (И. Винкельман).



Две богини на троне. Сборка фрагментов Л.И. Акимова. Реставрация Л.В. Левко, 2004.. Кипр, Китион.  III в. до н.э

К храмовым дарам также относится крупная женская статуэтка с лирой в руках; волосы ее украшены торжественным венцом - стефаной.



Фигура женщины с лирой в стефане. Сборка фрагментов Л.И. Акимова, Д.А. Калиничев. Реставрация О.А. Чекалова, 2003-2004. Малая Азия, 1-я половина III в. до н.э.

Завершают экспозицию три эллинистических фигурных сосуда в виде голов. Особым обаянием наделена голова улыбающейся негритянки с живыми, детально проработанными чертами лица и прически: она словно дышит и вот-вот заговорит. Не менее выразительны головки актера в комической маске и юного сатира в пышном дионисийском венке. Две терракоты показаны незавершенными - можно видеть, как соединены отдельные фрагменты, и представить себе сложность многоэтапного процесса реконструкции древнего памятника.



Фигурные сосуды в виде головы негритёнка в плющевом венке и головы актёра в комической маске. Сборка фрагментов и склейка К.А. Корганов,. Д.А. Калиничев, 2018-2024. Малая Азия, Италия. III- II вв. до н.э.



Фигурный сосуд в виде головы негритёнка. Сборка фрагментов Л.И. Акимова, Д.А. Калиничев. Реставрация Л.Н. Андреева, 2016. Малая Азия. III-II вв. до н.э.

Восстановление античных памятников из Фридрихсхайна ведется в ГМИИ уже более двух десятилетий. Эта гигантская работа, казавшаяся почти невыполнимой, была предпринята сотрудником античного отдела, доктором искусствоведения Людмилой Ивановной Акимовой. Она собрала из фрагментов множество ваз и терракот. Впечатленная результатами трудов, директор музея И.А. Антонова инициировала большую выставку «Археология войны. Возвращение из небытия», приуроченную к 60-летию Победы (2005 год), для которой реставраторами Москвы (в составе 24 профессионалов), с необычайным напряжением сил, было подготовлено около 550 вещей. К примеру, только Л.В. Левко и В.И. Черемхиным было восстановлено по две сотни терракот. Но процесс реставрации памятников на этом не остановился. В 2010 году к нему подключился новый сотрудник античного отдела Дмитрий Анатольевич Калиничев, кандидат искусствоведения, с опытом реставрационной работы и практикой скульптора. Совместными усилиями обоим специалистам удалось собрать из фрагментов весь дошедший разрушенным античный терракотовый фонд в составе 913 памятников. В 2014 году при поддержке нового директора музея М.Д. Лошак был осуществлен второй реставрационный «рывок». В результате была представлена большая выставка «Искусство древнего Кипра в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина», включавшая 812 экспонатов. Над терракотами трудились: Елена Олеговна Минина, Юлия Николаевна Устинова, Марина Александровна Титова, Людмила Николаевна Андреева, Людмила Вадимовна Левко, Ольга Ивановна Алёхина, Владимир Ильич Черемхин.
Куратор: Дмитрий Калиничев, научный сотрудник отдела искусства и археологии Античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина
Источник информации: материалы выставки, этикетаж, pushkinmuseum.art

антики, культура, реставрация, музей изобразительных искусств, выставка

Previous post Next post
Up